Проект "Растем и играем вместе с мамой" для родителей с детьми от 6 мес. до 1,5 лет

 XE  WJuVmXv92mfDmJuq27c8c8NtvpVUsrh6epc-3i6zrG9e1JJRP A-leh4vPkwmocfsJBOaYEXzszlzzOJOrRK
 

«Растем и играем вместе с мамой» 

Вид программы: развивающая психолого-педагогическая программа.   СМОТРЕТЬ

Описание проблемной ситуации: Мало кто из родителей знает, что именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью, начиная с первых дней жизни.

Позитивные эмоциональные отношения с матерью являются необходимым условием гармоничного развития ребенка в раннем возрасте. Фигура матери – одна из самых важных для ребенка на протяжении всего раннего возраста, именно она способствует формированию чувства безопасности и защиты. Тип взаимоотношений родителя с ребенком, сформировавшийся в первые два года жизни образуют основу всех будущих отношений ребенка.

Данная программа разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста и предназначена для работы с семьями с детьми раннего возраста.

Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, расширению индивидуального двигательного опыта ребенка, педагогическому просвещению родителей, гармонизации детско-родительских отношений

Актуальность. Во второй половине XX века в отечественной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для воспитания и развития своих детей, поэтому часто наблюдается искажение детско- родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры.

В современном обществе при наличии большого количества развивающих, досуговых центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственного родительства. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования. А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

В связи с этим, цель программы «Растем и играем вместе с мамой» сформировать положительные эмоциональные отношения между матерью и ребёнком раннего возраста.

Для достижения цели программы предполагается решение следующих задач программы:1. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.
2. Изучение и овладение формами, методами и приемами эффективного межличностного взаимодействия родителей и детей.
3. Формирование у детей позитивного и доверительного отношения к окружающим его людям.

4. Обретение положительного эмоционального настроя в диаде «мать-ребёнок».

Целевая аудитория: семьи с детьми раннего возраста (от 6 мес. до 1,5 лет)

Основными методологическими принципами к реализации программы являются следующие:1. Принцип научности: программа построена с учётом научных исследований психологов М. И. Лисиной, Мухиной В. С., М. Монтессори, Е. В. Ларечиной, Г.Б Мониной в области эмоционального развития ребёнка раннего возраста.
2. Принцип систематичности (Я. А. Коменский): встречи проводятся в определённой последовательности, все встречи связаны между собой, дополняют друг друга.
3. Приоритетности личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога-психолога с детьми во время занятий.4. Принцип «нормативности» развития (Л.С. Выготский), согласно которому коррекционно-развивающая работа строится с учётом возрастных норм развития детей. Особенно широко используется в коррекционной и развивающей работе ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная деятельность и эмоционально-практическое взаимодействие.5. Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов.
Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка со взрослым направлено на достижение двух целей:
- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;- создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к окружающим6. Принцип учёта эмоциональной сложности материала (Е.А. Осипова). Согласно данному принципу, проводимые игры, упражнения и задания, а так же предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.

7. Принцип активного вовлечения в развивающую работу родителей и других, значимых для ребёнка лиц (Г.В. Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г. Лидерс).

Новизна программы «Растем и играем вместе с мамой» заключается в том, что весь процесс реализации программы практикоориентирован на родителя во взаимодействии с ребенком раннего возраста.

Формы и режим работы.

Все встречи, разработанные к данной программе, представлены в виде игрового тренинга в детско-родительской паре, что способствует созданию благоприятного психологического климата, формирует у родителей основы психолого-педагогической грамотности, способствует возникновению радостных эмоций, как у детей, так и у взрослых.

Их продолжительность устанавливается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей малыша, его готовности к сотрудничеству (от 5 до 10 минут).

Встречи проходят 1 раз в неделю с октября по апрель.

Формы работы с родителями представлены в виде обмена опытом в воспитании в семье, встреч за круглым столом, мастер-классов от специалистов Консультационного центра ГБДОУ № 143.

Ожидаемый результат: социализация ребёнка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.

В результате освоения программы родители должны знать:
  • особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;
  • эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;
  • виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.
Родители должны уметь:
  • создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребёнка;
  • эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребёнком;
  • руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;
  • использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребёнка.
Структура программы

Предполагается 1 встреча в неделю с одним специалистом (инструктор по ФК, педагог-психолог, воспитатель, ст.воспитатель)