Инновационный продукт ГБДОУ 2023-2024

 
Конкурс инновационных образовательных продуктов 
«Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга»
                                       
                           Номинация: Инновации в управлении образовательной организацией.                      
    
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга

Инновационный продукт

«Методические рекомендации по проектированию библиотечного пространства в дошкольной образовательной организации»
 
 Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 143 Невского района Санкт-Петербурга присвоен статус Педагогической лаборатории Санкт-Петербурга (основание распоряжение Комитета по образованию от 26.05.2021 № 1662-р "О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга, педагогическими лабораториями Санкт-Петербурга и ресурсными центрами общего образования Санкт-Петербурга").
 

Авторский коллектив:

  1. Каганец Светлана Вячеславовна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, заведующий;

  2. Езопова Светлана Александровна, к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель заведующего РИП Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;

  3. Солнцева Ольга Викторовна, к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель заведующего РИП Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;

  4. Куриленко Елена Борисовна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель заведующего.
 
  1. Устинова Яна Алексеевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель.

  2. Косенкова Ольга Валентиновна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, воспитатель.

 
 
 

Глоссарий

Детское чтение рассматривается как культурная практика дошкольников (термин ФГОС дошкольного образования), обеспечивающая восприятие художественной литературы, в том числе ценностно-смысловое, на основе чтения взрослого детям произведений художественной литературы. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".)

Мотивация к чтению у детей – это процесс, который запускает механизм выбора детьми чтения как вида деятельности из многообразия возможных видов деятельности. Устойчивость читательской мотивации – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает активный выбор чтения как вида деятельности на протяжении продолжительного времени. Основываясь на системном представлении об устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками, как сила, осознанность, действенность, сформированность,  смыслообразующего мотива читательской деятельности, ориентация на процесс и т.д. Неустойчивой мотивацией к чтению называют мотивацию, которая требует постоянного влияния внешних факторов (принуждение, обыгрывание, награды и т.д.).

Поддержка детского чтения в условиях ДОО – оказание содействия педагогам в создании условий популяризации чтения классических и новейшей отечественной и зарубежной литературы, приобщающей маленького читателя к общечеловеческим ценностям: сопереживания, участия, ответственности, любви и взаимоуважения и развитии его читательской компетентности.

Пространство детского чтения в дошкольной образовательной организации («место для чтения» (placetoread)) – физическое пространство, которое обеспечивает условия для комфортного рассматривания книг и их чтение взрослыми и детьми в дошкольной образовательной организации.

Основная идея продукта инновационной деятельности заключается в проектированиибиблиотечного пространства как структурного компонента образовательной среды ДОО, которое способствует развитию читательской компетентности ребенка и делает книгу одним из ключевых, ежедневных факторов образования. Создание библиотечного пространства позволяет аккумулировать ресурсы при организации работы по поддержке детского чтения: материально-технические, экономические и координировать взаимодействие детей, педагогов, родителей и заинтересованных лиц на основе их читательских потребностей и интересов.

Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к выбранной номинации.

 В методических рекомендациях представлено описание управленческой практики по проектированию изменений образовательного среды дошкольной образовательной организации и создания библиотечного пространства. Концепция проектирования библиотечного пространства выстроена с позиции управленческой модели и базируется на определение ключевых запросов и потребностей аудитории пространства, обозначение требований к его инфраструктуре.  Методические рекомендации могут быть использованы администрацией дошкольных образовательных организаций, заинтересованных в повышении статуса и престижа чтения, продвижения чтения и развития на этой основе межведомственного, государственно-частного партнёрства и т.д.

 Аналоговый анализ

Название, выходные данные

Отличительные характеристики анализируемого инновационного продукта
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка» 
 

Представлен опыт создания мини-библиотеки в детском саду.

Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства, рекомендации к зонированию, описание возможностей гибкости и адаптивности библиотечного пространства, описание практик работы по поддержке детского чтения.

 
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
 
 
Представлен опыт создания мини-библиотеки в детском саду.

Представлены формы работы с книгой в детском саду.

Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства.

 
Ковалева Ирина Васильевна, Виноходова Елена Николаевна, Анохина Нина Петровна СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К КНИГАМ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Интерактивная наука. 2022. №7 (72).  
 
 

Представлен опыт работы одной из групп ДОУ по созданию библиотечного пространства, проект работы с книгой.

Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства, рекомендации к зонированию, описание возможностей гибкости и адаптивности библиотечного пространства, описание практик работы по поддержке детского чтения.

 
Вашкявичене Светлана Николаевна, Библиотека в детском саду - центр развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  

Представлен опыт создания мини-библиотеки в детском саду.

Представлены формы работы с книгой в детском саду.

Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства, рекомендации к зонированию, описание возможностей гибкости и адаптивности библиотечного пространства, описание практик работы по поддержке детского чтения.

 

Большинство существующий проектов направлено на реализацию одного из двух направлений работы ДОО:
1. Создание в группах ДОО книжного уголка и организация работы в нем.

2. Организация сотрудничества ДОО с ближайшей к учреждению детской библиотекой.

Аналогов содержания, представленного в инновационном продукте «Методические рекомендации по проектированию библиотечного пространства в дошкольной образовательной организации», в управленческих и методических решениях не обнаружено.

Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации.
- развитие читательской компетентности детей, повышение интереса к книгам и практике чтения, обращение детей к опыту, полученному в результате чтения при решении различных задач жизнедеятельности;
- структурирование книжного фонда дошкольной образовательной организаций, определение перспектив обновления и закупок;
- преобразование образовательной программы ДОО, инициация межвозрастных проектов, коллективной деятельности и повышение воспитательного потенциала;
- преобразование образовательных практик организации детского чтения в условиях ДОО, запуск книжных проектов, выставок и различных интерактивных мероприятий;- удовлетворенность педагогов, родителей, всех заинтересованных лиц качеством взаимодействия, обогащение профессиональной компетентности педагогов;

- структурирование межведомственных и межорганизационных связей при решении задач поддержки интереса детей к чтению.

Ключевые эффекты коррелируют с национальными целями и стратегическими задачами, обозначенные в «Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ», Государственной программе РФ «Развитие образования»,  «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

Технология внедрения продукта инновационной деятельности, в том числе описание рисков использования в других образовательных организациях.

Технология внедрения продукта инновационной деятельности включает реализацию следующих этапов: 
- анализ востребованности библиотечного пространства и ресурсной базы ДОО;
- выработка и утверждение концепции и стратегии развития библиотечного пространства в ДОО;
- нормативно-правовое сопровождение инициации и функционирования библиотечного пространства в ДОО, в том числе изменения образовательной программы ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений;
- анализ и обеспечение готовности педагогического коллектива к реализации функционала библиотечного пространства;
- продвижение идеи библиотечного пространства в рамках взаимодействия с родителями и социального партнерства ДОО;
- мониторинг востребованности и качества функционирования библиотечного пространства.
 
Риски использования в других образовательных организациях

Проблема Пути решения
- отсутствие мотивации и опыта работы педагогического коллектива в проектировании инфраструктуры детского чтения, в т.ч. библиотечного пространства

- актуализация в рамках внутрифирменного обучения значимости работы с детской книгой, развитие читательской компетентности воспитанников;

- знакомство коллектива с опытом функционирования современных библиотечных пространств, в том числе  условиях ДОО;

- отсутствие материально-технических  условий для организации библиотечного пространства (помещения и иных ресурсов) - разработка концепции мобильного/ виртуального /рассредоточенного библиотечного пространства, использование потенциала межведомственного сотрудничества
- низкий интерес со стороны родительской аудитории, отсутствие поддержки инфраструктуры детского чтения и читательского пространства дома

- реализация психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников;

- проведение интерактивных акций с учетом запросов и потребностей семей