Инновационный продукт ГБДОУ 2023-2024
детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга
Инновационный продукт
«Методические рекомендации по проектированию библиотечного пространства в дошкольной образовательной организации»Авторский коллектив:
-
Каганец Светлана Вячеславовна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, заведующий;
-
Езопова Светлана Александровна, к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель заведующего РИП Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
-
Солнцева Ольга Викторовна, к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель заведующего РИП Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Куриленко Елена Борисовна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, заместитель заведующего.
-
Устинова Яна Алексеевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель.
-
Косенкова Ольга Валентиновна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга, воспитатель.
Глоссарий
Детское чтение рассматривается как культурная практика дошкольников (термин ФГОС дошкольного образования), обеспечивающая восприятие художественной литературы, в том числе ценностно-смысловое, на основе чтения взрослого детям произведений художественной литературы. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".)
Мотивация к чтению у детей – это процесс, который запускает механизм выбора детьми чтения как вида деятельности из многообразия возможных видов деятельности. Устойчивость читательской мотивации – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает активный выбор чтения как вида деятельности на протяжении продолжительного времени. Основываясь на системном представлении об устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками, как сила, осознанность, действенность, сформированность, смыслообразующего мотива читательской деятельности, ориентация на процесс и т.д. Неустойчивой мотивацией к чтению называют мотивацию, которая требует постоянного влияния внешних факторов (принуждение, обыгрывание, награды и т.д.).
Поддержка детского чтения в условиях ДОО – оказание содействия педагогам в создании условий популяризации чтения классических и новейшей отечественной и зарубежной литературы, приобщающей маленького читателя к общечеловеческим ценностям: сопереживания, участия, ответственности, любви и взаимоуважения и развитии его читательской компетентности.
Пространство детского чтения в дошкольной образовательной организации («место для чтения» (placetoread)) – физическое пространство, которое обеспечивает условия для комфортного рассматривания книг и их чтение взрослыми и детьми в дошкольной образовательной организации.
Основная идея продукта инновационной деятельности заключается в проектированиибиблиотечного пространства как структурного компонента образовательной среды ДОО, которое способствует развитию читательской компетентности ребенка и делает книгу одним из ключевых, ежедневных факторов образования. Создание библиотечного пространства позволяет аккумулировать ресурсы при организации работы по поддержке детского чтения: материально-технические, экономические и координировать взаимодействие детей, педагогов, родителей и заинтересованных лиц на основе их читательских потребностей и интересов.
Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к выбранной номинации.
В методических рекомендациях представлено описание управленческой практики по проектированию изменений образовательного среды дошкольной образовательной организации и создания библиотечного пространства. Концепция проектирования библиотечного пространства выстроена с позиции управленческой модели и базируется на определение ключевых запросов и потребностей аудитории пространства, обозначение требований к его инфраструктуре. Методические рекомендации могут быть использованы администрацией дошкольных образовательных организаций, заинтересованных в повышении статуса и престижа чтения, продвижения чтения и развития на этой основе межведомственного, государственно-частного партнёрства и т.д.
Аналоговый анализ
Название, выходные данные |
Отличительные характеристики анализируемого инновационного продукта |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка»
|
Представлен опыт создания мини-библиотеки в детском саду. Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства, рекомендации к зонированию, описание возможностей гибкости и адаптивности библиотечного пространства, описание практик работы по поддержке детского чтения. |
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
|
Представлен опыт создания мини-библиотеки в детском саду.
Представлены формы работы с книгой в детском саду. Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства. |
Ковалева Ирина Васильевна, Виноходова Елена Николаевна, Анохина Нина Петровна СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К КНИГАМ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Интерактивная наука. 2022. №7 (72).
|
Представлен опыт работы одной из групп ДОУ по созданию библиотечного пространства, проект работы с книгой. Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства, рекомендации к зонированию, описание возможностей гибкости и адаптивности библиотечного пространства, описание практик работы по поддержке детского чтения. |
Вашкявичене Светлана Николаевна, Библиотека в детском саду - центр развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
|
Представлен опыт создания мини-библиотеки в детском саду. Представлены формы работы с книгой в детском саду. Отсутствует стратегия развития библиотечного пространства, рекомендации к зонированию, описание возможностей гибкости и адаптивности библиотечного пространства, описание практик работы по поддержке детского чтения. |
Большинство существующий проектов направлено на реализацию одного из двух направлений работы ДОО:
2. Организация сотрудничества ДОО с ближайшей к учреждению детской библиотекой.
Аналогов содержания, представленного в инновационном продукте «Методические рекомендации по проектированию библиотечного пространства в дошкольной образовательной организации», в управленческих и методических решениях не обнаружено.
Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации.- структурирование межведомственных и межорганизационных связей при решении задач поддержки интереса детей к чтению.
Ключевые эффекты коррелируют с национальными целями и стратегическими задачами, обозначенные в «Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ», Государственной программе РФ «Развитие образования», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Технология внедрения продукта инновационной деятельности, в том числе описание рисков использования в других образовательных организациях.
Проблема | Пути решения |
- отсутствие мотивации и опыта работы педагогического коллектива в проектировании инфраструктуры детского чтения, в т.ч. библиотечного пространства |
- актуализация в рамках внутрифирменного обучения значимости работы с детской книгой, развитие читательской компетентности воспитанников; - знакомство коллектива с опытом функционирования современных библиотечных пространств, в том числе условиях ДОО; |
- отсутствие материально-технических условий для организации библиотечного пространства (помещения и иных ресурсов) | - разработка концепции мобильного/ виртуального /рассредоточенного библиотечного пространства, использование потенциала межведомственного сотрудничества |
- низкий интерес со стороны родительской аудитории, отсутствие поддержки инфраструктуры детского чтения и читательского пространства дома |
- реализация психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников; - проведение интерактивных акций с учетом запросов и потребностей семей |