Федеральная инновационная площадка

oblako tegov

Тема: Проектирование инфраструктуры детского чтения в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель (цели) инновационного образовательного проекта: 

теоретически обосновать, экспериментально проверить и апробировать проект инфраструктуры детского чтения в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).

Задача (и) инновационного образовательногопроекта:
   •  Изучить лучшие национальные и зарубежные практики поддержки детского чтения детей раннего(дошкольного) возраста в современных социокультурныху словиях.
   •  Проанализировать теоретико- методологические подходы и разработать модель поддержки детского чтения в условиях ДОО.
   •  Изучить мотивацию детей к чтению в условиях образовательного процесса ДОО.
   •  Разработать методические рекомендации по обновлению образовательных программ дошкольного образования в части содержаниярепертуарадетскогочтенияиорганизацииегопространства.
   •  Проанализировать состояние читательской коммуникации в условиях образовательного процесса ДОО и определить механизмы повышения еекачества.
   •  Подготовить методические рекомендации по поддержке детского чтения в социальные партнерства ДОО с семьями воспитанников и заинтересованными организациями (библиотеками, НКО и т.д.).
   •  Обеспечить информационное сопровождение и диссеминацию результатов (продуктов) инновационного образовательного проекта.

   •  Разработать и апробировать систему оценки качества реализации инновационного образовательного проекта, эффективности его внедрения в практикуДОО.

Новизна, инновационность предлагаемых решений:
   ♦  новизна предлагаемого проекта заключается в том, что в результате его выполнения будет получено новое знание о специфике современных практик поддержки детского чтения детей раннего (дошкольного) возраста с учетом изменяющейся социокультурной ситуации, в том числе создана модель поддержки детского чтения в условиях ДОО;
   ♦  предложены механизмы повышения качества читательской коммуникации в условиях образовательного процесса ДОО;

   ♦  будут определены, теоретически обоснованы и предложены для использования в образовательном процессе методические рекомендации по обновлению образовательных программ дошкольного образования в части содержания репертуара детского чтения и организации его пространства.

Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.
В рамках проектирования замысла исследования коллектив руководствовался следующими положениями:
   •  Детское чтение как социализационный механизм - понятие, которое относится прежде всего к детям доподросткового возраста (от 0 до 11 лет), поскольку этот вид деятельности, в том числе и досуговой, имеет наибольший эффект в раннем возрасте в процессе первичной социализации, тогда как на более старших возрастных этапах доминируют иные формы деятельности (Колосова Е.А.)
   •  В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ вводится понятие «инфраструктура детского и юношеского чтения», которое в исследовании Е.А.Асоновой, Е.С.Романичевой, О.В.Сененко, К.С.Киктевой определяется как «система компонентов, взаимодействие и взаимодополнение которых формирует и обеспечивает удовлетворение потребностей и запросов читающего человека». В качестве компонентов инфраструктуры чтения рассматриваются в первую очередь ведущие элементы деятельности читающего человека, представленные в виде описания обобщенных задач или ситуаций (мотивация к чтению, читательские коммуникации, читательская среда, доступность чтения, пространство и время чтения), а лишь затем—институты, участвующиевформированииилиудовлетворениичитательскойпотребности.
   •  Интерес к книге у ребенка появляется на рубеже раннего и дошкольного возраста, психологические и педагогические исследования подтверждают, что чем раньше такой интерес появляется, тем своеобразнее, оригинальнее в ребенке вырастает читатель и, как следствие, человек с высоким интеллектуальным и эмоциональным потенциалом (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Рубинштейн,Л.С.Выготский,А.В.Запорожец,Е.А.Флерина,Р.И.Жуковская,Л.М.Гуровичидр.).
   •  Содержание детской книги должно отражать социокультурную ситуацию развития ребенка 21 века, способствовать приобщению детей к ценностным основам жизнедеятельности. Поэтому наряду с классическими произведения художественной литературы в круг детского чтения следует активно включать современных отечественных и зарубежных авторов (М.Бородицкая, Д.Дональдсон,С.Нурдквист,О.Пенн,А.Орлова,М.Усачев,М.Ясновидр.).
   •  Современная детская книга полифункциональная, так как развлекает, поучает, расширяет кругозор, развивает фантазию, рисует картину современного общества. Современная детская книга является еще и двухадресной, так как вовлекает и взрослых в совместный с детьми процесс рассматривания и чтения. Как считает Т.Ю. Тимофеева, современная книга может по своей форме и содержанию являться образцом сочетания занимательной игры и познавательного обучения, но только взрослый может расставить gриоритеты в соотношении игры и обучения. Помнению О.В.Поздняковой, современная детская книга способна побуждать ребенка к активному взаимодействию, так как происходит размывание границ между чтением, созерцанием, рассуждением, диалогом и творчеством. Книга приобретает более индивидуальные черты, отражающие восприятие мира каждого отдельного. Д.М. Попова уверена, что обогащение детской книги игровыми технологиями и использование при этом новых дляполиграфии материалов, ведет к появлению дизайнерской книги и делает чтение для детей увлекательным экспериментом.
   •  Ключевая роль в приобщении подрастающего поколения к чтению отводилась семье. Традиционные семейные чтения, создание детской библиотеки, культура дарения книг детям на праздники активно поддерживалась в прошлые годы. Так, в 1970-е годы в СССР регулярно читали детям в 80% семей, сегодня традиция семейного чтения сохраняется лишь в 7% семей (Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 гг). Таким образом, возникает необходимость поддержки и сопровождения семей в воспитании маленькихчитателей.

   •  Организация детского чтения в режиме дня ДОО носит эпизодический характер, что оказало влияние на подбор и использование произведений детской художественной литературы для решения «прикладных» задач: развития устной речи (через пересказ), формирования представлений о правильном (нравственном) поведении, «проработке» знаний о каком-либо конкретном явлении окружающего мира в соответствии с текущей темой планирования (Е.А. Колосова, Н.А. Короткова, И.А.Лыкова, В.А. Левин и др.). Вместе с тем, Н.А.Короткова, О.В. Солнцева отмечают, что книга может являться универсальным контекстом образовательного процесса, позволяющим интегрировать различные виды детской деятельности, наполнить их единым смыслом и идеей, выдвинутой детскимсообществом.

Исходя из выше сказанного, ключевой идеей проекта будет являться рассмотрение детской книги как смыслообразующего ядра образовательного процесса, что предполагает:

   ♦  Изучение мотивации к чтению детей в условиях образовательного процесса ДОО.
   ♦  Обновление репертуара детского чтения и разработка книжного навигатора, позволяющего педагогам ДОО отбирать детские книги с учетом замысла образовательной деятельности, запросов и интересов воспитанников.
   ♦  Совершенствование механизмов читательских коммуникаций в условиях образовательного процесса ДОО.
   ♦  Рассмотрение практики детского чтения как интегративной для различных видов деятельности дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации.
   ♦  Создание пула образовательных проектов, базирующих на интересе детей к книгам.

   ♦  Обновление пространства детского чтения в условиях дошкольной образовательной деятельности, поиск механизмов, объединяющих семью, образование и социальных партнеров в воспитании юного читателя.

Период реализации инновационного образовательногопроекта.

Старт 2020-01-01. Продолжительность 3 года.

 

Состав объекта инфраструктуры «Федеральная инновационная площадка»

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

НОВОСТИ ФИП

СОБЫТИЯ  ФИП

МЕРОПРИЯТИЯ ФИП

ПУБЛИКАЦИИ ФИП

 

Взаимодействие с социальными партнерами по реализации ФИП

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад №84»

Реализованные продукты

1) Инновационный продукт «методические рекомендации по применению технологии медиапроектирования в практике дошкольного образования, как средства повышения интереса к книгам у старших дошкольников» ссылка на презентацию инновационного продукта. смотреть

2) Памятка по созданию буктрейлеров педагогами совместно с детьми старшего дошкольного возраста. смотреть

3) Буктрейлеры созданные дома детьми и родителями:

          Буктрейлер «Волшебник изумрудного города»

          Буктрейлер «Ветер в ивах»

          Буктрейлер «Про ежика и кролика»

          Буктрейлер «Кот в сапогах»

          Буктрейлер «Волшебное кольцо»

          Буктрейлер «Джельсомино в стране лжецов»

          Буктрейлер «Гном Гномыч и изюмка»