Инновационный продукт ресурсного центра общего образования

"Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации".
Что является результатом применения «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации»? Освоение детьми российских духовно-нравственных ценностей на уровне доступном возрасту. Диагностические показатели: ценностные представления детей; эмоционально-ценностные отношения; продуктивность участия в добрых и полезных делах.
В чем состоит проблема?
Детская книга является уникальным ресурсом, транслирующим традиционные духовно-нравственные ценности. Применение «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» обеспечит присвоение ценностей детьми с учетом возрастных особенностей развития.
Актуальность конструирования воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации
На уровне дошкольного образования разработаны методики работы с художественной литературой: способы развития интереса к чтению, анализа жанровых особенностей и формирования эмоционального отклика у детей.
Почему классические методики недостаточны?
Традиционные подходы фокусируются на литературном развитии детей:
- *эмоциональном восприятии («Понравился ли герой?»), но эмоции ≠ ценности;
- *когнитивном анализе (жанр, сюжет, язык);
- *речевом развитии ребёнка (овладение средствами художественного пересказа, беседе по мотивам произведений);
- *развитии эстетического вкуса.
Методики ценностно-смыслового восприятия книги детьми в практике используются в крайне незначительной степени (данные по результатам работы Педагогической лаборатории ГБДОУ № 143. Контент-анализ). В практике дошкольного образования отсутствуют методические решения для педагогов, позволяющие обращаться к детской литературе в рамках решения воспитательных задач, несмотря на его важность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).
Почему «Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» позволяет достичь результатов воспитания?
Ребенку дошкольного возраста требуется «живой» образ ценности, содержание которой раскрывается в образце поведения героя привлекательной книги (механизмы идентификации и эмоционального заражения). Тем самым у ребенка возникает аналогичный поведенческий принцип. Проникновение ценности в сознание ребенка осуществляется в условиях ситуации-события, а не просто мероприятия или рассказа о ценности. Таким событием является воспитательная практика, в которой ребенок проживает эмоции и включается в добрые и полезные дела в соответствии с возрастными возможностями. Способ организации дела является частью воспитательной практики.
Почему «Методический конструктор…» является новшеством?






Что предлагается дошкольным образовательным организациям?
- Пошаговые алгоритмы организации воспитательных практик, разработанные вокруг 4 укрупнённых групп ценностей: «Родина», «Семья», «Дружба», «Познание и природа». Укрупнение осуществлено за счет группировки предлагаемых ФОП ДО ценностей вокруг указанных базовых групп. Алгоритмы построены на основе научных данных тщательно отобранных публикаций и подвержены работой Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга (2022-2024г.г.). Алгоритмы могут быть воспроизведены ДОО.




- Календари воспитательных событий на основе 4 укрупнённых групп ценностей. Календари разработаны с учетом адаптации ценностей на основе возрастосообразного подхода, что сделано впервые. Являются инструментом планирования воспитательных практик в ДОО, обладают гибкостью и могут быть использованы в зависимости от потребностей конкретной ДОО.




- Сценарии воспитательных практик для разных возрастных групп ДОО на основе организации ценностно-смыслового восприятия книги дошкольниками с анализом сюжета на основе ценностей, использованием инновационных читательских коммуникаций и включения детей на основе прочитанного в доброе/полезное дело. Сценарии апробированы и подтверждены практикой применения в деятельности Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга (2022-2024г.г.). Сценарии могут быть воспроизведены ДОО после погружения в основы ценностно-смыслового восприятия книги детьми.