Инновационный продукт ресурсного центра общего образования

 
 
 
Наименование инновационного продукта:

"Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации".

Что является результатом применения «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации»? Освоение детьми российских духовно-нравственных ценностей на уровне доступном возрасту. Диагностические показатели: ценностные представления детей; эмоционально-ценностные отношения; продуктивность участия в добрых и полезных делах.

мк тит 1мк тит 2мк тит 3мк тит 4мк тит 5

 

В чем состоит проблема?

Детская книга является уникальным ресурсом, транслирующим традиционные духовно-нравственные ценности. Применение «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» обеспечит присвоение ценностей детьми с учетом возрастных особенностей развития.

Актуальность конструирования воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации

На уровне дошкольного образования разработаны методики работы с художественной литературой: способы развития интереса к чтению, анализа жанровых особенностей и формирования эмоционального отклика у детей.

Почему классические методики недостаточны?

Традиционные подходы фокусируются на литературном развитии детей:

  • *эмоциональном восприятии («Понравился ли герой?»), но эмоции ≠ ценности;
  • *когнитивном анализе (жанр, сюжет, язык);
  • *речевом развитии ребёнка (овладение средствами художественного пересказа, беседе по мотивам произведений);
  • *развитии эстетического вкуса.

Методики ценностно-смыслового восприятия книги детьми в практике используются в крайне незначительной степени (данные по результатам работы Педагогической лаборатории ГБДОУ № 143. Контент-анализ). В практике дошкольного образования отсутствуют методические решения для педагогов, позволяющие обращаться к детской литературе в рамках решения воспитательных задач, несмотря на его важность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).

Почему «Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» позволяет достичь результатов воспитания?

Ребенку дошкольного возраста требуется «живой» образ ценности, содержание которой раскрывается в образце поведения героя привлекательной книги (механизмы идентификации и эмоционального заражения). Тем самым у ребенка возникает аналогичный поведенческий принцип. Проникновение ценности в сознание ребенка осуществляется в условиях ситуации-события, а не просто мероприятия или рассказа о ценности. Таким событием является воспитательная практика, в которой ребенок проживает эмоции и включается в добрые и полезные дела в соответствии с возрастными возможностями. Способ организации дела является частью воспитательной практики.

 Почему «Методический конструктор…» является новшеством?

*Осуществлен выбор книг современных писателей, которые открывают для ребенка современную интерпретацию традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа, созвучную социокультурной ситуации и способствуют их проживанию.
*Использована особая организация ценностно-смыслового восприятия книги в основе которого лежат инновационные читательские коммуникации (были представлены в продукте Педагогической лаборатории «Азбука юного читателя», 2024)
 
Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0001Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0002Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0003Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0004Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0005Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0006
 
*Разработаны событийные воспитательные практики на основе включения ребенка в доступные возрасту добрые и полезные дела («Добрая корзина для животных», «Живая книга памяти», акция «Мама, я тебя люблю»), в большинстве из которых ребенок подражает добрым поступкам героев книг.

 

Что предлагается дошкольным образовательным организациям?

Нормативно-правовой компонент - локальные акты, регламентирующие деятельность ДОО в области применения «Методического конструктора воспитательных практик…».
 
Организационный компонент примерная дорожная карта проектирования образовательного процесса в ДОО на основе «Методического конструктора воспитательных практик…».
 
Методический компонент.
 
  1. Пошаговые алгоритмы организации воспитательных практик, разработанные вокруг 4 укрупнённых групп ценностей: «Родина», «Семья», «Дружба», «Познание и природа». Укрупнение осуществлено за счет группировки предлагаемых ФОП ДО ценностей вокруг указанных базовых групп. Алгоритмы построены на основе научных данных тщательно отобранных публикаций и подвержены работой Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга  (2022-2024г.г.). Алгоритмы могут быть воспроизведены ДОО.
 
 Карточка Алгоритм воспит практики ПознаниеКарточка Алгоритм выбора книг Познание
Карточка Алгоритм воспит практики Семья
 
  1. Календари воспитательных событий на основе 4 укрупнённых групп ценностей. Календари разработаны с учетом адаптации ценностей на основе возрастосообразного подхода, что сделано впервые. Являются инструментом планирования воспитательных практик в ДОО, обладают гибкостью и могут быть использованы в зависимости от потребностей конкретной ДОО.
 Карточка Календарь ДружбаКарточка Календарь ПатриотизмКарточка Календарь познаниеКарточка Календарь семья
 
  1. Сценарии воспитательных практик для разных возрастных групп ДОО на основе организации ценностно-смыслового восприятия книги дошкольниками с анализом сюжета на основе ценностей, использованием инновационных читательских коммуникаций и включения детей на основе прочитанного в доброе/полезное дело. Сценарии апробированы и подтверждены практикой применения в деятельности Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга (2022-2024г.г.). Сценарии могут быть воспроизведены ДОО после погружения в основы ценностно-смыслового восприятия книги детьми.
 
 
 
Кадровый компонент– Программа подготовки педагогов к применению «Методического конструктора воспитательных практик…».
 
Информационный компонент – материалы о деятельности ресурсного центра, видеоролики и презентации мероприятий.
 
Материально-технический компонент – описание необходимых материально-технических ресурсов, необходимых для реализации воспитательных практик.