Региональная инновационная площадка

 
Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 143 Невского района Санкт-Петербурга присвоен статус Педагогической лаборатории Санкт-Петербурга (основание распоряжение Комитета по образованию от 26.05.2021 № 1662-р "О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга, педагогическими лабораториями
Санкт-Петербурга и ресурсными центрами общего образования Санкт-Петербурга").  Ссылка на распоряжение
 
 
Тема педагогической лаборатории:

"Проектирование инфраструктуры детского чтения в условиях дошкольной образовательной организации".

Срок реализации программы исследования:

01.09.2021г.-31.08.2024г.

Научный руководитель:

Езопова Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Цель исследования заключается в определении теоретических основ, разработке и аппробации программы развития инфраструктуры детского чтения в условиях дошкольной образовательной организации, способствующая развитию читательской компетентности ребенка.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к приобщению детей к чтению в условиях ДОО.
2. Изучить особенности читательской компетентности ребенка дошкольного возраста и их изменение на протяжении дошкольного детства.
3. Разработать и апробировать методические рекомендации по обновлению образовательных программ дошкольного образования в части репертуара детского чтения, времени и пространства его организации.
4. Разработать и апробировать методики читательских коммуникаций в условиях дошкольной образовательной организации.

5. Обеспечить информационное сопровождение и диссеминацию результатов (продуктов) исследования.

Основная идея исследования. Актуальность исследования.

   Приобщение детей к чтению и к письменной культуре является стратегически важным условием воспитания нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
   На сегодняшний день поддержка детского чтения рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государвства, что отражается в ключевых стратегических документах ("Стратегия государственной культурной политики до 2030 года в субъектах Российской Федерации" (2017), "Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации" (2017)).
   Интерес к книге у ребенка появляется на рубеже раннего и дошкольного возраста. Психологические и педагогические исследования подтверждают, что чем раньше такой интерес появляется, тем своеобразнее, оригинальнее вырастает читатель и, как следствие, человек с высоким интеллектуальным и эмоциональным потенциалом (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Е.А.Флерина, Р.И.Жуковская, Л.М.Гурович и др.). Приобщение детей к чтению в дошкольном возрасте является фундаментом для формирования эмоционально-нравственного потенциала подрастающего поколения.
   В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из видов образовательной деятельности обозначается восприятие художественной литературы и фольклора (далее “детское чтение”). Детское чтение выступает как механизм социализации в дошкольном и доподростковом возрасте (до 11 лет), тогда как на более старших возрастных этапах доминируют иные механизмы социализации (Е.А.Колосова). В рамках программы исследования детское чтение будет пониматься нами в широком смысле как восприятие и интерпретация ребенком замысла и текста книги, так и как «чтение» произведения ребенком в процессе рассматривания иллюстраций. На сегодня концепт иллюстрирования современной детской книги ориентирован на раскрытие и трансляцию детям ценностно-смыслового замысла книги всем спектром средств выразительности.

   Основным вектором поддержки детского чтения в дошкольной образовательной организации может стать проектирование его инфраструктуры, обеспечивающей развитие читательской компетентности дошкольников.

   Читательская компетентность рассматривается Е.Л.Гончаровой в качестве психологической системы, основной функцией которой является превращение содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя. По мнению автора, читательская компетентность начинает формироваться еще до грамотного периода (т.е. в дошкольный период детства) и продолжается практически в течение всей жизни.

   Понятие   «инфраструктура   детского   и юношеского   чтения»   было   введено   в
«Концепции Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» (2017) и раскрыто в исследовании Е.А.Асоновой, Е.С.Романичевой, О.В.Сененко, К.С.Киктевой как «система компонентов, взаимодействие и взаимодополнение которых формирует и обеспечивает удовлетворение потребностей и запросов читающего человека». В качестве компонентов инфраструктуры чтения рассматриваются ведущие элементы деятельности читающего человека, выступающие в качестве целостной системы:
мотивация к чтению,
читательские коммуникации,
читательская среда,
доступность чтения, пространство и время чтения,

Также в инфраструктуру детского чтения включаются институты, участвующие в формировании и удовлетворении читательской потребности человека (ДОО, библиотеки. семья и др.).

 

Научная и практическая ценность ожидаемых результатов исследования, в том числе для развития системы образования Санкт-Петербурга.

   Научная значимость исследования заключается в том, что в результате его выполнения будет получено новое знание об особенностях становления читательской компетентности детей дошкольного возраста в контексте современной социокультурной ситуации развития детей; выявлена специфика и описан алгоритм организации инфраструктуры детского чтения в условиях дошкольной образовательной организации: определены особенности мотивации детей к чтению, определены подходы к обновлению репертуара детского чтения и способы организации читательской коммуникации, дано обоснование организации времени и пространства детского чтения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические материалы в ходе исследования могут быть эффективно использованы в практике дошкольных образовательных организаций региона.

Ценность полученных результатов для организации-партнёра будет заключаться в возможности использования предложенных продуктов в реализации программ подготовки бакалавриата и магистратуры, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовке педагогов, представителей методических служб дошкольных образовательных организаций.

Система поддержки субъектов инновационной деятельности

ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга

 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РИП

 
   Рабочая группа педагогической лаборатории РИП
 
Заместитель заведующего по региональной инновационной площадке Солнцева Ольга Викторовна
Заместитель заведующего по региональной инновационной площадке Езопова Светлана Александровна
Методист по региональной инновационной площадке Зайцева Екатерина Александровна
Методист по региональной инновационной площадке Михеева Инна Николаевна
Методист по региональной инновационной площадке  Кузьмина Наталья Викторовна
Аналитик по региональной инновационной площадке Дьяченко Галина Станиславовна
Аналитик по региональной инновационной площадке Казакова Елена Сергеевна
Аналитик по региональной инновационной площадке Ермакова Татьяна Гусейновна