Наименование инновационного продукта:

"Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации".

Что является результатом применения «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации»? Освоение детьми российских духовно-нравственных ценностей на уровне доступном возрасту. Диагностические показатели: ценностные представления детей; эмоционально-ценностные отношения; продуктивность участия в добрых и полезных делах.

мк тит 1мк тит 2мк тит 3мк тит 4мк тит 5

 

В чем состоит проблема?

Детская книга является уникальным ресурсом, транслирующим традиционные духовно-нравственные ценности. Применение «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» обеспечит присвоение ценностей детьми с учетом возрастных особенностей развития.

Актуальность конструирования воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации

На уровне дошкольного образования разработаны методики работы с художественной литературой: способы развития интереса к чтению, анализа жанровых особенностей и формирования эмоционального отклика у детей.

Почему классические методики недостаточны?

Традиционные подходы фокусируются на литературном развитии детей:

  • *эмоциональном восприятии («Понравился ли герой?»), но эмоции ≠ ценности;
  • *когнитивном анализе (жанр, сюжет, язык);
  • *речевом развитии ребёнка (овладение средствами художественного пересказа, беседе по мотивам произведений);
  • *развитии эстетического вкуса.

Методики ценностно-смыслового восприятия книги детьми в практике используются в крайне незначительной степени (данные по результатам работы Педагогической лаборатории ГБДОУ № 143. Контент-анализ). В практике дошкольного образования отсутствуют методические решения для педагогов, позволяющие обращаться к детской литературе в рамках решения воспитательных задач, несмотря на его важность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).

Почему «Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» позволяет достичь результатов воспитания?

Ребенку дошкольного возраста требуется «живой» образ ценности, содержание которой раскрывается в образце поведения героя привлекательной книги (механизмы идентификации и эмоционального заражения). Тем самым у ребенка возникает аналогичный поведенческий принцип. Проникновение ценности в сознание ребенка осуществляется в условиях ситуации-события, а не просто мероприятия или рассказа о ценности. Таким событием является воспитательная практика, в которой ребенок проживает эмоции и включается в добрые и полезные дела в соответствии с возрастными возможностями. Способ организации дела является частью воспитательной практики.

 Почему «Методический конструктор…» является новшеством?

*Осуществлен выбор книг современных писателей, которые открывают для ребенка современную интерпретацию традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа, созвучную социокультурной ситуации и способствуют их проживанию.
*Использована особая организация ценностно-смыслового восприятия книги в основе которого лежат инновационные читательские коммуникации (были представлены в продукте Педагогической лаборатории «Азбука юного читателя», 2024)
 
Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0001Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0002Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0003Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0004Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0005Педагогическая Азбука ГБДОУ детского сада 143 page-0006
 
*Разработаны событийные воспитательные практики на основе включения ребенка в доступные возрасту добрые и полезные дела («Добрая корзина для животных», «Живая книга памяти», акция «Мама, я тебя люблю»), в большинстве из которых ребенок подражает добрым поступкам героев книг.

 

Что предлагается дошкольным образовательным организациям?

Нормативно-правовой компонент - локальные акты, регламентирующие деятельность ДОО в области применения «Методического конструктора воспитательных практик…».
 
Организационный компонент примерная дорожная карта проектирования образовательного процесса в ДОО на основе «Методического конструктора воспитательных практик…».
 
Методический компонент.
 
  1. Пошаговые алгоритмы организации воспитательных практик, разработанные вокруг 4 укрупнённых групп ценностей: «Родина», «Семья», «Дружба», «Познание и природа». Укрупнение осуществлено за счет группировки предлагаемых ФОП ДО ценностей вокруг указанных базовых групп. Алгоритмы построены на основе научных данных тщательно отобранных публикаций и подвержены работой Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга  (2022-2024г.г.). Алгоритмы могут быть воспроизведены ДОО.
 
 Карточка Алгоритм воспит практики ПознаниеКарточка Алгоритм выбора книг Познание
Карточка Алгоритм воспит практики Семья
 
  1. Календари воспитательных событий на основе 4 укрупнённых групп ценностей. Календари разработаны с учетом адаптации ценностей на основе возрастосообразного подхода, что сделано впервые. Являются инструментом планирования воспитательных практик в ДОО, обладают гибкостью и могут быть использованы в зависимости от потребностей конкретной ДОО.
 Карточка Календарь ДружбаКарточка Календарь ПатриотизмКарточка Календарь познаниеКарточка Календарь семья
 
  1. Сценарии воспитательных практик для разных возрастных групп ДОО на основе организации ценностно-смыслового восприятия книги дошкольниками с анализом сюжета на основе ценностей, использованием инновационных читательских коммуникаций и включения детей на основе прочитанного в доброе/полезное дело. Сценарии апробированы и подтверждены практикой применения в деятельности Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга (2022-2024г.г.). Сценарии могут быть воспроизведены ДОО после погружения в основы ценностно-смыслового восприятия книги детьми.
 
 
 
Кадровый компонент– Программа подготовки педагогов к применению «Методического конструктора воспитательных практик…».
 
Информационный компонент – материалы о деятельности ресурсного центра, видеоролики и презентации мероприятий.
 
Материально-технический компонент – описание необходимых материально-технических ресурсов, необходимых для реализации воспитательных практик.

 

 17 июня 2025 г. в СПб АППО имени К.Д. Ушинского прошла Всероссийская с международным участием конференция «Управление профессиональным развитием руководителей образовательных организаций: лучшие практики государственно-общественного управления».
Эксперты и участники обсудили:
● роль государственно-общественного управления в совершенствовании региональной системы образования;
● организационно-методическое сопровождение процессов формирования коллегиальных органов управления образовательных организаций.
Заместитель заведующего ГБДОУ детского сада №143 Невского района Яна Алексеевна Устинова выступила на секции "Лучшие практики реализации государственно-общественного принципа в управлении образовательной организацией" и представила успешный опыт работы Управляющего совета ГБДОУ, благодаря созданию команды единомышленников в дошкольной образовательной организации.
 
 ус 17 июня     ус 17 июняя
 
 Члены Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 в составе 5 человек:
- Каганец Светлана Вячеславовна, заведующий, неизбираемый член УС,
- Зайцева Екатерина Александровна, старший воспитатель, председатель УС,
- Кузнецова Светлана Викторовна, воспитатель, секретарь УС,
- Устинова Яна Алексеевна, заместитель заведующего, член УС,
- Иванова Виктория Юрьевна, кастелянша, член УС,
прошли обучение в рамках повышения квалификации в сфере государственно - общественного управления в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского (СПб АППО).
 
ус кп 1ус кп 2ус кп 3ус кп 4
 
 
Курсы повышения квалификации "Управляющий совет: создание, функционирование, результативность" дали членам Управляющего совета необходимые знания для
дальнейшего эффективного управления образолвательной организацией.
 
 
 
 
На дискуссионной площадке XI ежегодной городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников в Адмиралтейском районе опыт организации работы Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга представили: 
- Яна Алексеевна Устинова, член УС, заместитель заведующего,
- Екатерина Александровна Зайцева, председатель УС, старший воспитатель.
В своём докладе по теме "Управляющий совет в ДОО: сотрудничество педагогов и родителей для создания единого образовательного пространства" члены Управляющего совета рассказали о роли Управляющего совета в детском саду, об образовательных проектах, реализуемых по инициативе и при поддержке Управляющего совета, в которые вовлекаются все участники образовательных отношений, что повышает эффективность дошкольного образования.   
 
 

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплен государственно-общественный характер управления образованием, а также право обучающихся, их родителей (законных представителей), работников образовательных организаций принимать участие в управлении образовательной организацией.

В образовательной организации сформированы коллегиальные органы управления: общее собрание работников, педагогический совет, управляющий совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Управляющий совет (далее - УС) является коллегиальным органом управления образовательной организацией, который вырабатывает свои решения с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и учредителя образовательной организации - представители данных категорий входят в управляющий совет. При этом управляющий совет формируется через механизмы выборов (родители, педагоги), вхождения по должности (руководитель образовательной организации), назначения (представитель учредителя) и кооптации, т.е. включения управляющим советом в свой состав новых членов - представителей науки, образования, культуры, общественности, местного самоуправления, предпринимателей.

Управляющий совет обеспечивает баланс интересов государственной и общественной составляющих управления, что позволяет максимально реализовать потенциал участия всех участников образовательных отношений. УС - это дополнительный организационный, консультационный, информационный, правовой и интеллектуальный ресурс для развития образовательной организации как института российского общества.

Рекомендуемый на рассмотрение список функций управляющего совета может быть изменен или дополнен членами управляющего совета. Полномочия председателя управляющего совета закреплены в уставе образовательной организации, положении об управляющем совете и его регламенте.

На сайте образовательной организации создан отдельный раздел, презентующий работу управляющего совета.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОТЧЕТ О РАБОТЕ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА ЗА 2024 ГОД
 

Отчет является частью Отчета по самообследованию ГБДОУ детского сада №143 за 2024 год.

Цель
Управляющего совета: вовлечение всех участников образовательных отношений (работников образовательного учреждения, родительское сообщество, а также представителей общественности) в управление образовательной организации.

К компетенции управляющего совета относится:

-        согласование правил внутреннего распорядка обучающихся;

-        согласование отчета о результатах самообследования;

-        согласование локальных нормативных актов образовательного учреждения, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

-        участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

-        рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания обучающихся образовательного учреждения;

-        рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по обеспечению питанием обучающихся;

-        рассмотрение иных вопросов организации образовательного процесса в образовательном учреждении, вынесенных на рассмотрение руководителем, коллегиальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачи Управляющего совета направлены на:

-        развитие образовательной организации учитывая мнения всех членов Управляющего совета;

-        участие в основных мероприятиях по реализации Программы развития образовательной организации;

-        участи в подготовке и проведении мероприятий, направленных на реализацию Программы воспитания.

Поставленные задачи выполнены через проведение мероприятий, в которых непосредственно принимали участие члены Управляющего Совета. В 2024 году по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 были реализованы следующие проекты:

  1. 1. Профориентационный проект «Профессии моих родителей» (февраль-март 2024г.)
  2. 2. Семейный фестиваль «Театральный калейдоскоп» (март-апрель 2024г.)
  3. 3. Экологический проект «Витамины с грядки» (май-август 2024г.)
  4. 4. Проект о дошкольном добровольчестве «Лучики доброты» (сентябрь – декабрь 2024г. с перспективой до мая 2025г.)
  5. 5. Проект «Ремёсла северо-западного региона» (сентябрь – декабрь 2024г. с перспективой до мая 2025г.)

Были приняты следующие локальные нормативные документы образовательного учреждения, с учетом мнения Управляющего совета:

1.Положение о пропускном и внутри объектовом режимах в ГБДОУ детском саду «143 Невского района Санкт-Петербурга.

2. Положение о методическом совете ГБДОУ детского сада «143 Невского района Санкт-Петербурга.

Работа Управляющего совета строилась на принципах добровольности участия членов Управляющего совета в его работе, коллегиальности принятия решений и гласности. Принимались решения по вопросам, отнесённым уставом образовательной организации к его компетенции.

Заседания Управляющего совета проводились регулярно, при необходимом кворуме, в соответствии с планом и запросом (при необходимости решения вопросов отнесённым к компетенции Управляющего совета). Явка членов Управляющего совета была высокой. На заседаниях Управляющего совета были рассмотрены вопросы:

– о готовности ГБДОУ детского сада №143 к 2023 – 2024 учебному году;

– об антитеррористической безопасности на территории ГБДОУ детского сада №143;

– об участии семей воспитанников в конкурсном движении района и города;

– об участии семей воспитанников в волонтёрских акциях и проектах ГБДОУ детского сада №143;

– об организации субботника на территории ГБДОУ детского сада №143;

– о выполнении правил внутреннего распорядка родителями ГБДОУ детского сада №143 с точки зрения сохранения здоровья воспитанников;

– о мониторинге удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в ГБДОУ детском саду №143;

– об утверждении отчета по самообследованию ГБДОУ детского сада №143 за 2023 год;

– об организации работы в летний оздоровительный период;

- о рациональном использовании бюджетных и внебюджетных средств, исходя из реальных потребностей образовательной организации (закупки оборудования, методических пособий, игрушек на пополнение развивающей среды в группах, а также в холлах, кабинетах дополнительного образования, залах).

Материалы для ознакомления размещались на стенде «Управляющий совет» который находится в холле 3 этажа, доступный для ознакомления всем участникам образовательных отношений, на сайте образовательного учреждения https://143.dou.spb.ru/upravlyayushchij-sovet , в новостной ленте, в информационно-коммуникационной сети В Контакте, на платформе Сферум.

Созданы комиссии, которые принимали участие в подготовке вопросов и проектов в данном направлении:

  1. 1. Финансово-экономическая комиссия.
  2. 2. Учебная комиссия.
  3. 3. Комиссия по контролю за организацией питания.
  4. 4. Комиссия по работе с родителями и общественностью.

Финансово-экономическая комиссия принимала участие в подготовке плана финансово-хозяйственной деятельности, в планировании предоставления платных образовательных услуг с учетом стоимости одного занятия. Также принимала участие в составлении плана закупок на 2025 год.

Комиссия по работе с родителями и общественностью провела анализ анкетирования по работе Управляющего совета, результат представлен на сайте образовательного учреждения https://143.dou.spb.ru/svedeniya-obobrazovatelnoj-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya-obrazovatelnoj-organizatsiej/upravlyayushchij-sovet/rezultaty-oprosov-provedjonnykh-us .

Члены Управляющего совета, входящие в состав родительского контроля за организацией питания, провели выходы на группы и на пищеблок. Результаты контроля представлены на сайте образовательного учреждения в разделе «Организация питания - контроль» https://143.dou.spb.ru/svedeniya-obobrazovatelnoj-organizatsii/organizatsiya-pitaniya-vospitannikov/kontrol-organizatsii-pitaniya .

Управляющей совет заслушал и согласовал отчет руководителя за календарный год работы образовательного учреждения, также отчет по реализации Программы развития. Учебная комиссия активно принимала участие в разработке Программы развития образовательного учреждения на 2025-2029 уч. год и согласовал в установленные сроки.

Совместно с администрацией образовательного учреждения, члены Управляющего совета разработали план мероприятий в рамках месячника по благоустройству территории дошкольного учреждения, с привлечением родительского сообщества, фото материалы размещены на сайте образовательного учреждения https://143.dou.spb.ru/about-us-1/blagoustrojstvo-territorii .

Комиссия по работе с родителями и общественностью рассматривала вопросы об объективности обращений родителей по конфликтным вопросам. Были даны рекомендации педагогам и родителям воспитанников для обоюдного решения вопросов.

Активная позиция Управляющего совета и тесная связь с администрацией образовательного учреждения показывают важность работы совета, который защищает права и интересы всех участников образовательных отношений.

Семейный фестиваль "Театральный калейдоскоп".

 

 Фестиваль включал в себя серию мастер-классов для семей воспитанников по изготовлению различных видов театральных кукол.

ус т 2ус т 6ус т 7

В рамках фестиваля Управляющий совет ГБДОУ выдвинул предложение о проведении семейного

конкурса "Театральная игрушка своими руками".

ус т 8ус т 9

Ключевым компонентом фестиваля стали совместные театральные постановки родителей и детей.  

 ус т 1ус т 3ус т 4ус т 5
 
Вовлеченность семей воспитанников в фестиваль.
 
 
Экологический проект "Витамины с грядки".
 
По инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 с мая 2024 года вновь был организован экологический проект, благодаря которому воспитанники могли наблюдать за ростом овощей от самого семечка, поливали и заботились о них. И наконец смогли собрать первый урожай!
Организация огорода в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Проект способствовал трудовому воспитанию детей через формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а также воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.
 
С целью расширения знаний воспитанников о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека на участке детского сада была обустроена фитогрядка «Зеленая аптека».
Презентация Microsoft PowerPoint
 
В августе 2024г. завершающим этапом проекта стало
досуговое мероприятие "Поможем Хозяюшке и Лету собирать урожай".
37rVUxa8NW0 OXHTkDP7NZk
  
 

В марте 2025 года был проведен мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством функционирования Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 Невского района   Санкт-Петербурга за 2024-2025 учебный год, в котором приняли участие 70% семей воспитанников.

По итогам проведенного мониторинга были получены следующие результаты:

80% из числа опрошенных оценивают работу Управляющего совета как эффективную.

70% - своевременно получают информацию о проводимых мероприятиях

Управляющего совета.

85% из числа опрошенных знают, где можно ознакомиться с планом работы Управляющего совета.

80% знают, где можно ознакомиться с отчетом о работе Управляющего совета.

85% из числа опрошенных знакомы с программами, акциями или проектами по инициативе Управляющего совета.

Можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством функционирования Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 Невского района  Санкт-Петербурга за 2024-2025 учебный год. Опрос показал,  что необходимо обеспечить оперативную смену информации на сайте и на стендах ДОО для своевременного оповещения родителей (законных представителей) воспитаников о проводимых мероприятиях Управляющего совета, а также для ознакомления с отчетом о работе Управляющего совета

 
 
 
 
 В декабре 2024 года Управляющий совет провел анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников для учета мнений по вопросу соблюдения внутреннего распорядка ДОО. В анкетировании приняли участие 75% семей воспитанников. Результаты анкетирования показали, что 30% опрошенных хотя бы единожды, но нарушали режим, а 23% - делают это регулярно.

 

Вопрос: "Нарушаете ли Вы режим пребывания ребенка в детском саду?"

Причинами нарушений 86% опрошенных указывают внешние факторы: поход к врачу, режим секции (кружка), транспортная доступность; 14% опрошенных в качестве причины указали внутренние факторы: проспали, трудности с утренним подъемом у ребенка, задержались по дороге.

Можно сделать вывод о необходимости организация взаимодействия всех участников образовательного процесса под руководством Управляющего совета для решения вопросов соблюдения режима дня, как необходимого условия успешного освоения воспитанниками образовательной программы. В этой связи членами Управляющего совета решено провести:

- информационно-просветительскую работу среди родителей (законных представителей) воспитанников: «Успешный ребенок – это ребенок, получающий полноценное дошкольное образование».

- для выявления объективных внешних факторов, приводящих к опозданиям, провести мониторинг «Посещение кружков и секций вне ГБДОУ».

 
 

В 2025 году было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников для оценки уровня удовлетворенности мероприятием, инициированным Управляющим советом ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.

В анкетировании приняли участие 75% семей воспитанников.

По итогам анкетирования были получены следующие результаты:

  1. Как Вы оцениваете качество реализации мероприятий в рамках проекта «Лучики доброты» (сбор макулатуры, волонтерские акции) по инициативе Управляющего совета (организация, программа, график проведения и т.д)? (от 1 до 5)
 
 
  1. Насколько тема и содержание мероприятия были интересны для Вас? (от 1 до 5)
 
 
  1. Как Вы оцениваете качество организации мероприятий в рамках реализации проекта «Ремёсла Северо-Западного региона» (мастер-класс для детей и родителей «Цветы белых ночей» по мотивам петербургской росписи, посещение музея «Ремёсла Северо-западного региона») (от 1 до 5)
 
 
  1. Насколько тема и содержание мероприятия были интересны для Вас? (от 1 до 5)
 
 
  1. В каких акциях или проектах предложенных Управляющим советом Вы принимали участие?
 
  1. Из каких источников Вы получаете информацию о проектах, акциях по инициативе Управляющего совета?
 
 
 
ПРОЕКТ  ПО СОЗДАНИЮ  БЛАГОПРИЯТНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЫ: СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
 
С декабря 2024 года по инициативе Управляющего совета ГБДОУ №143 проходит проект

«Управляющий совет как инструмент создания благоприятной образовательной среды: соблюдение режима дня для успешного развития обучающихся».

Целью проекта является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса под руководством Управляющего совета для решения вопросов соблюдения режима дня, как необходимого условия успешного освоения воспитанниками образовательной программы, а также сохранения позитивного настроя детей и благоприятного психологического климата группы.

В декабре прошло анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников для учета мнений по вопросу соблюдения внутреннего распорядка ДОО. С результатами анкетирования можно ознакомиться во вкладке "Результаты опросов, проведенных УС".

Для достижения поставленной цели Управляющим советом были продуманы следующие шаги:

- для соблюдения режима дня провести информационно-просветительскую работу среди родителей (законных представителей) воспитанников: «Успешный ребенок – это ребенок, получающий полноценное дошкольное образование».

- для выявления объективных внешних факторов, приводящих к опозданиям, провести мониторинг «Посещение кружков и секций вне ГБДОУ».

- для сохранения позитивного настроя детей и благоприятного психологического климата группы на протяжении всего дня решено установить на входных дверях групповых помещений звонки, что будет стимулировать родителей (законных представителей) воспитанников ответственно относится к соблюдению времени посещения ДОО.

 
 
Промежуточные результаты анализа ежедневной посещаемости ГБДОУ №143 воспитанниками указывает на эффективность принятых решений в рамках проекта«Управляющий совет как инструмент создания благоприятной образовательной среды: соблюдение режима дня для успешного развития обучающихся». Выявлено снижение частоты нарушений режима ДОО по необъективным причинам.
 
 
ПРОЕКТ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В апреле 2025 года по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ №143 прошел фестиваль семейных научно-исследовательских работ "Маленькие эксперты: природа глазами детей".  Дипломы и подарки семьям вручил настоящий знаток и эксперт - Профессор Чудаков. Более 30 семей приняли участие в фестивале, а все проекты вошли в два сборника, которые пополнили лабораторию детского сада.

  

фсн1 1фсн1 2фсн1 3фсн1 4фсн1 5фсн1 6фсн1 7фсн1 8фсн1 9

 
ПРОЕКТ  В  ЧЕСТЬ  ГОДА  ЗАЩИТНИКА  ОТЕЧЕСТВА

Педагоги и семьи воспитанников детского сада №143
приняли участие в фестивале,
организованном по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143
Фестиваль театрально-музыкальных миниатюр «О героях былых времен» в честь Года защитника Отечества.
Дата 28 марта 2025г.
театр 
 
В преддверии Фестиваля председатель Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 Екатерина Александровна Зайцева провела тематический мастер-класс для семей воспитанников.
 
ус ф 1ус ф 4ус ф 6ус ф 7
 
ус ф 2ус ф 3
 
Постановки, представленные на Фестивале "О героях былых времён", были военной и патриотической тематики (о Великой Отечественной войне, о России, о солдатских буднях и т.д.). Все композиции несли духовный заряд, нравственные идеалы, веру в победу мужества и справедливости, в торжество мира и добра.
 
 
Для наиболее яркого и полного раскрытия темы участники использовали различные средства художественной и эмоциональной выразительности, а семьи воспитанников приняли активное участие в оформлении музыкального зала.
ус ф 9ус ф 10 
 
ПРОЕКТ  "РЕМЁСЛА  СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО  РЕГИОНА"

В детском саду по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143
проходит проект «Ремёсла Северо-Западного региона».
 
На каждом этапе проекта семьи воспитанников будут знакомиться с малоизвестными ремёслами Северо-Западного региона: Петербургская роспись, Волховская роспись, Шугозерская роспись.
 
В рамках проекта прошёл творческий мастер - класс по Петербургской росписи.
Педагог дополнительного образования Екатерина Александровна Зайцева познакомила семьи воспитанников с историей появления Петербургской росписи, яркостью и праздничностью цветочных узоров, помогла освоить приемы работы при изображении отдельных элементов и несложных композиций. Участники выполняли закладки для книг на черной бумаге. Каждый имел возможность проявить свое творчество и фантазию, придавая своим работам яркость и индивидуальность. Все участники процесса проявили большой творческий потенциал, подарили друг другу массу положительных эмоций.
р 1р 2р 3р 4р 5
В рамках проекта родители воспитанников провели творческий мастер-класс по Петербургской росписи.
Ксения Ивановна Белан и член Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 от родительской общественности Анна Михайловна Шумова рассказали дошколятам о профессии художника и вместе с ребятами расписали досочки.
 
В рамках проекта в холле 3 этажа детского сада №143 было оборудовано выставочное пространство, посвященное Петербургской росписи, в котором детям рассказывается об истории промысла в ходе игры-путешествия. Наши дошколята увидели изделия, красочные иллюстрации и фотографии росписи. Педагоги на выставке обращали внимание детей на особенности росписи, декоративные элементы, на то, что и как изображено, какие краски использовал мастер, какие цвета преобладают в мотивах росписи. Также в рамках выставочного пространства детям предлагались игры на составление узоров росписи из карточек элементов.
Изюминкой вернисажа стали работы наших воспитанников, выполненные под руководством педагога дополнительного образования Зайцевой Екатерины Александровны! Выражаем особую благодарность семьям Лавровой Варвары, Белан Есении, Павлова Романа, Чижовой Есении за роспись деревянных образцов.
В рамках проекта подготовительная к школе группа посетила Этнографический музей!
Наши ребята вместе с родителями и педагогами побывали на игровой экскурсии «ПЛАЧЕТ ХЛЕБУШЕК, КОГДА ЕСТ ЕГО ЛЕНТЯЙ».
р8
 
В рамках проекта педагоги детского сада посетили Музей "Ремёсла северо-запада России". Музей основан в 2007 году на базе Дворца творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс». Экспозиция музея рассказывает о традиционном укладе жизни, обрядах и праздниках, женских и мужских ремёслах народов Северо-Западного региона России. Основу коллекции составили предметы, выполненные обучающимися Дворца по образцам, привезённым из многочисленных этнографических экспедиций.

р11р12
ПРОЕКТ  О  ДОШКОЛЬНОМ  ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ  "ЛУЧИКИ  ДОБРОТЫ"
 
В этом году по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 осуществляется участие в проекте «Искорки Доброты» — проект о дошкольном добровольчестве Школы доброты «Огонёк Добра».
Команда ГБДОУ детского сада №143 «Лучики доброты» разработала свой маршрут добрых дел.
Девиз команды: "Запускаем лучики доброты! Пусть в мире будет больше теплоты!"
 
 
 
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 10 Сентябрь 2024 18:17
 
 
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 19 Декабрь 2024 18:10
 
 
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 28 Январь 2025 17:10
 
 
 лист с карандашем  Протокол 3/25 от 07.02.2025
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 07 Февраль 2025 17:10
 
лист с карандашем  Протокол 4/25 от 31.03.2025
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 31 Март 2025 17:30
 
лист с карандашем  Протокол 5/25 от 14.04.2025
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 14 Апрель 2025 16:30
                                                                 
 
Управляющий совет детского сада №143 - педагоги, родители и специалисты за одним столом!
 
Заседания учебной комиссии Управляющего совета ГБДОУ №143.
лист с карандашем  Протокол 1У от 11.09.2024
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 11 Сентябрь 2024 18:17
 
лист с карандашем  Протокол 2У от 04.04.2025
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 04 Апрель 2025 18:13
 
ус нов 12
 
14 апреля 2025г. состоялось заседание Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143. Члены совета заслушали и утвердили отчёт о самообследовании детского сада за 2024г., определили главные образовательные события летней оздоровительной компании 2025г. и приняли решение о необходимости введения новой дополнительной общеразвивающей программы по трудовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
 
 
 
Заседания комиссии Управляющего совета ГБДОУ №143 по контролю за организацией и качеством питания детей.
 
лист с карандашем  Протокол 1П от 12.09.2024
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 12 Сентябрь 2024 19:18
 
лист с карандашем  Протокол 2П от 18.04.2025
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 18 Апрель 2025 19:13
 
ус нов 7ус нов 9
 
Заседания комиссии Управляющего совета ГБДОУ №143 по работе с родителями и общественностью.
 
 
лист с карандашем  Протокол 1Р от 23.12.2024
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 23 Декабрь 2024 19:23
 
лист с карандашем  Протокол 2Р от 28.03.2025
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 28 Март 2025 19:43
 
ус нов 14ус нов 17
 
31 марта 2025г. состоялось заседание Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143. На повестке дня были важные вопросы о соблюдении правил внутреннего распорядка в ДОО, об участии в конкурсе "Лучший Управляющий совет ДОО", об организации фестиваля семейных научно-исследовательских работ, а также об оказании поддержки в организации Дня благоустройства в ДОО.
Заведующий дошкольным учреждением, Светлана Вячеславовна Каганец, выступила с докладом об итогах работы ГБДОУ детского сада №143 за год. На заседании присутствовала кооптированный член Управляющего совета Александрина Александровна Трухова, заведующий ГБДОУ №127, депутат муниципального совета МО Рыбацкое, которая поддержала идею об организации информационно-просветительской работы с семьями воспитанников по вопросу соблюдения внутреннего распорядка в ДОО, как важного фактора полноценного усвоения дошкольниками образовательной программы и поддержания положительного эмоционального климата в группе.
 
 
Заседания Финансово-экономической комиссии Управляющего совета ГБДОУ №143.
 
 
лист с карандашем  Протокол 1Ф от 20.12.2024
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 20 Декабрь 2024 19:53
 
лист с карандашем  Протокол 2Ф от 28.03.2025
 Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 28 Март 2025 19:53
 
ус нов 3ус нов 10
 
19 декабря 2024г. состоялось заседание Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143. На повестке дня были важные вопросы о перспективах развития учреждения, о безопасности воспитанников, о предстоящих новогодних праздниках и контроле за организацией питания в дошкольном учреждении. По решению Управляющего совета были утверждены: Положение о пропускном режиме детского сада, Программа развития учреждения на 2025-2029 годы.
 
 
 
 
Невского района Санкт-Петербурга
 
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 20 Декабрь 2024 17:00
 
 
 
 
Невского района Санкт-Петербурга
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 15 Апрель 2025 18:17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
изображение анкетаПоложение об Управляющем совете ГБДОУ №143
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 01 Март 2023 13:19
 
изображение анкетаПоложение о порядке кооптации членов Управляющего совета ГБДОУ №143 Невского района Санкт-Петербурга
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 20 Декабрь 2024 16:09
 
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 20 Декабрь 2024 17:00
 
 
 
 
изображение анкета   Состав Управляющего совета ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 07 Февраль 2025 18:17
 
 
 
   лист с карандашем Заявление о согласии на вхождение в Управляющий совет
 
 
 
 В соответствии с п.п.7 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.
 
Программа развития
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 20 Декабрь 2024 18:31
 
 
15 мая 2025г. в детском саду №143 Невского района прошел День открытых дверей региональных ресурсных центров общего образования.
Мероприятие посетили более 50 педагогов из Невского, Адмиралтейского, Центрального, Колпинского, Красносельского, Пушкинского районов.
С приветственным словом к педагогическому сообществу обратилась ведущий специалист Отдела образования Невского района Санкт-Петербурга Дарья Николаевна Тарасова. Дарья Николаевна отметила важность и актуальность выбранной дошкольным учреждением темы в контексте современного образования.
Поприветствовала участников мероприятия заместитель директора ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга Юлия Львовна Мокшина. Юлия Львовна обратила особое внимание на большой пласт работы, проделанный дошкольным учреждением, и пожелала всем коллегам интересной и продуктивной работы в выбранном направлении.
С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
Педагогическому сообществу города был представлен продукт ресурсного центра общего образования "Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации". Коллектив ГБДОУ рассказал о воспитательном потенциале детской художественной литературы, о важности актуализации программы воспитания ДОО с ориентацией на традиционные духовно-нравственные ценности.
Участники мероприятия посредством интерактивных мастер-классов погрузились в воспитательные практики ДОО, посетили с экскурсией группы и библиотеку детского сада.
В завершении встречи слова благодарности за интересную, продуктивную работу высказала заместитель руководителя детского сада №43 Красносельского района Альбина Вячеславовна Бенько, руководитель детского сада №57 Невского района Антонина Борисовна Пушкина, руководитель детского сада №11 Невского района Ольга Петровна Русакова, руководитель детского сада №63 Невского района Дарья Сергеевна Бурцева.
По итогам проведения Дня открытых дверей более 10 учреждений города заявили о своем намерении стать партнерами ресурсного центра общего образования - детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Коллектив детского сада №143 благодарит коллег за проявленный интерес к работе ресурсного центра, за высокую оценку работы педагогического коллектива, а также за готовность включиться в совместную работу и стать партнерами ресурсного центра!
 
 
14 мая 2025г. в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в прямом эфире состоялся Онлайн-марафон региональных ресурсных центров.
С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
После онлайн выступления команда ресурсного центра приняла участие в независимой общественной экспертизе и ответила на вопросы экспертов академии.
Эксперты отметили актуальность выбранной ГБДОУ темы и детальность проработки продукта ресурсного центра "Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми
в дошкольной образовательной организации".
 
 
 
18 апреля 2025г. в ГБДОУ детском саду №143 состоялся районный практико-ориентированный семинар "Читательское событие: от задумки к реализации. Часть II".
Мероприятие собрало более 30 педагогов Невского района. Участники семинара посетили три локации и погрузились в читательские события, позволяющие формировать у дошкольников нравственно-патриотические, семейные, эстетические ценности и ценности познавательной направленности. Практическим опытом работы с коллегами поделились методисты и аналитики региональной инновационной площадки ГБДОУ №143 Дьяченко Г.С., Зайцева Е.А., Кузьмина Н.В., Курганская И.Н.
 
 
17 апреля 2025г. коллектив детского сада №143 выступил на площадке XI ежегодной городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников в Адмиралтейском районе.
На пленарном заседании с докладом "Детское чтение в зеркале воспитания" выступила Ольга Викторовна Солнцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, заместитель заведующего региональной инновационной площадки ГБДОУ №143.
Галина Станиславовна Дьяченко и Инна Николаевна Курганская, воспитатели ГБДОУ, специалисты региональной инновационной площадки, рассказали об опыте патриотического воспитания в докладе: "Маленький патриот большой страны: патриотическое воспитание дошкольников посредством детской книги."
 
27 марта 2025г. при поддержке научных руководителей Езоповой Светланы Александровны и Солнцевой Ольги Викторовны, кандидатов педагогических наук, доцентов кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, команда педагогов ГБДОУ детского сада №143 выступила на Стратегической сессии Петербургского международного образовательного форума "Сотрудничество ради будущего: реализация научных идей кафедры дошкольной педагогики в практике дошкольного образования" в Институте детства РГПУ им. А. И. Герцена.

О многолетнем успешном опыте организации пространства детского чтения в ДОО рассказали заместитель заведующего Яна Алексеевна Устинова, старший воспитатель Екатерина Александровна Зайцева и воспитатель Галина Станиславовна Дьяченко. На мастерской "Инновации в дошкольном образовании: реализация научных идей кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета" команда ГБДОУ №143 не только поделилась опытом и приёмами работы, но и нашла единомышленников!

T6F5C6PDGYc

Практико-ориентированный семинар «Чтение в цифровую эпоху: новые горизонты» в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялся 24 марта 2025 года в ГБДОУ детском саду №143 Невского района Санкт-Петербурга!
 
Коллег из Невского, Адмиралтейского и Красносельского районов поприветствовала заведующий учреждением Светлана Вячеславовна Каганец.Заместитель заведующего РИП, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Светлана Александровна Езопова рассказала об актуальности тематики семинара, поскольку на сегодняшний день поддержка и развитие детского чтения рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства. Светлана Александровна отметила, что работа на базе ГБДОУ №143 РИП ресурсного центра общего образования позволит внедрить в учреждениях - партнёрах инновационный опыт детского сада по организации детского чтения, который помогает приобщать детей к российским традиционным ценностям и способствует становлению читательской компетентности ребенка.Заместитель заведующего ГБДОУ Яна Алексеевна Устинова рассказала о выставочной деятельности в условиях развития инфраструктуры детского чтения и о современных решениях в этом направлении.

Более 40 педагогов Санкт-Петербурга стали участниками площадки и посетили с экскурсией библиотечное пространство детского сада. Интерактивные выставки "О блокаде Ленинграда, стойкости духа и доброте", "Семейные ценности в сказках А.С.Пушкина", "Выставка "одной книги" в группе детского сада", "Хозяин с "большим сердцем" или как мы проявляем заботу" представили педагоги ГБДОУ, специалисты РИП Екатерина Александровна Зайцева, Галина Станиславовна Дьяченко, Наталья Викторовна Кузьмина и Инна Николаевна Курганская.

qpRZdgNcn28
 
 
 
 
 
 Статья:  "Чтение как практика духовно-нравственного воспитания дошкольников".
 Авторы: Я.А. Устинова, Н.В. Кузьмина ГБДОУ детский сад № 143 Невского района
Опубликовано: Инновации в дошкольном образовании: будущее начинается сегодня: сб. ст. по материалам XI ежегод. гор. ярмарки педаг. инноваций дошкольных  работников 17 апреля 2025 г. / Отдел образования Администрации Адмиралтейского р-на СПб. ; «Информационно-методический центр» Адмиралтейского р-на СПб. ; Каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. —
Санкт-Петербург : Реноме, 2025. — 384 с.   ISBN 978-5-00256-099-8
 
 
 
 
 
 
 
 
15 мая 2025г. в детском саду №143 Невского района прошел День открытых дверей региональных ресурсных центров общего образования.
Мероприятие посетили более 50 педагогов из Невского, Адмиралтейского, Центрального, Колпинского, Красносельского, Пушкинского районов.
С приветственным словом к педагогическому сообществу обратилась ведущий специалист Отдела образования Невского района Санкт-Петербурга Дарья Николаевна Тарасова. Дарья Николаевна отметила важность и актуальность выбранной дошкольным учреждением темы в контексте современного образования.
Поприветствовала участников мероприятия заместитель директора ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга Юлия Львовна Мокшина. Юлия Львовна обратила особое внимание на большой пласт работы, проделанный дошкольным учреждением, и пожелала всем коллегам интересной и продуктивной работы в выбранном направлении.
С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
Педагогическому сообществу города был представлен продукт ресурсного центра общего образования "Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации". Коллектив ГБДОУ рассказал о воспитательном потенциале детской художественной литературы, о важности актуализации программы воспитания ДОО с ориентацией на традиционные духовно-нравственные ценности.
Участники мероприятия посредством интерактивных мастер-классов погрузились в воспитательные практики ДОО, посетили с экскурсией группы и библиотеку детского сада.
В завершении встречи слова благодарности за интересную, продуктивную работу высказала заместитель руководителя детского сада №43 Красносельского района Альбина Вячеславовна Бенько, руководитель детского сада №57 Невского района Антонина Борисовна Пушкина, руководитель детского сада №11 Невского района Ольга Петровна Русакова, руководитель детского сада №63 Невского района Дарья Сергеевна Бурцева.
По итогам проведения Дня открытых дверей более 10 учреждений города заявили о своем намерении стать партнерами ресурсного центра общего образования - детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Коллектив детского сада №143 благодарит коллег за проявленный интерес к работе ресурсного центра, за высокую оценку работы педагогического коллектива, а также за готовность включиться в совместную работу и стать партнерами ресурсного центра!
 
 
14 мая 2025г. в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в прямом эфире состоялся Онлайн-марафон региональных ресурсных центров.
С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
После онлайн выступления команда ресурсного центра приняла участие в независимой общественной экспертизе и ответила на вопросы экспертов академии.
Эксперты отметили актуальность выбранной ГБДОУ темы и детальность проработки продукта ресурсного центра "Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми
в дошкольной образовательной организации".
 
 
18 апреля 2025г. в ГБДОУ детском саду №143 состоялся районный практико-ориентированный семинар "Читательское событие: от задумки к реализации. Часть II".
Мероприятие собрало более 30 педагогов Невского района. Участники семинара посетили три локации и погрузились в читательские события, позволяющие формировать у дошкольников нравственно-патриотические, семейные, эстетические ценности и ценности познавательной направленности. Практическим опытом работы с коллегами поделились методисты и аналитики региональной инновационной площадки ГБДОУ №143 Дьяченко Г.С., Зайцева Е.А., Кузьмина Н.В., Курганская И.Н.
 
 
17 апреля 2025г. коллектив детского сада №143 выступил на площадке XI ежегодной городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников в Адмиралтейском районе.
На пленарном заседании с докладом "Детское чтение в зеркале воспитания" выступила Ольга Викторовна Солнцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, заместитель заведующего региональной инновационной площадки ГБДОУ №143.
Галина Станиславовна Дьяченко и Инна Николаевна Курганская, воспитатели ГБДОУ, специалисты региональной инновационной площадки, рассказали об опыте патриотического воспитания в докладе: "Маленький патриот большой страны: патриотическое воспитание дошкольников посредством детской книги."
 
27 марта 2025г. при поддержке научных руководителей Езоповой Светланы Александровны и Солнцевой Ольги Викторовны, кандидатов педагогических наук, доцентов кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, команда педагогов ГБДОУ детского сада №143 выступила на Стратегической сессии Петербургского международного образовательного форума "Сотрудничество ради будущего: реализация научных идей кафедры дошкольной педагогики в практике дошкольного образования" в Институте детства РГПУ им. А. И. Герцена.

О многолетнем успешном опыте организации пространства детского чтения в ДОО рассказали заместитель заведующего Яна Алексеевна Устинова, старший воспитатель Екатерина Александровна Зайцева и воспитатель Галина Станиславовна Дьяченко. На мастерской "Инновации в дошкольном образовании: реализация научных идей кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета" команда ГБДОУ №143 не только поделилась опытом и приёмами работы, но и нашла единомышленников!

T6F5C6PDGYc

Практико-ориентированный семинар «Чтение в цифровую эпоху: новые горизонты» в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялся 24 марта 2025 года в ГБДОУ детском саду №143 Невского района Санкт-Петербурга!
 
Коллег из Невского, Адмиралтейского и Красносельского районов поприветствовала заведующий учреждением Светлана Вячеславовна Каганец.Заместитель заведующего РИП, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Светлана Александровна Езопова рассказала об актуальности тематики семинара, поскольку на сегодняшний день поддержка и развитие детского чтения рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства. Светлана Александровна отметила, что работа на базе ГБДОУ №143 РИП ресурсного центра общего образования позволит внедрить в учреждениях - партнёрах инновационный опыт детского сада по организации детского чтения, который помогает приобщать детей к российским традиционным ценностям и способствует становлению читательской компетентности ребенка.Заместитель заведующего ГБДОУ Яна Алексеевна Устинова рассказала о выставочной деятельности в условиях развития инфраструктуры детского чтения и о современных решениях в этом направлении.

Более 40 педагогов Санкт-Петербурга стали участниками площадки и посетили с экскурсией библиотечное пространство детского сада. Интерактивные выставки "О блокаде Ленинграда, стойкости духа и доброте", "Семейные ценности в сказках А.С.Пушкина", "Выставка "одной книги" в группе детского сада", "Хозяин с "большим сердцем" или как мы проявляем заботу" представили педагоги ГБДОУ, специалисты РИП Екатерина Александровна Зайцева, Галина Станиславовна Дьяченко, Наталья Викторовна Кузьмина и Инна Николаевна Курганская.

qpRZdgNcn28
 
 
Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 143 Невского района Санкт-Петербурга присвоен статус Ресурсного центра общего образования             Санкт-Петербурга (основание распоряжение Комитета по образованию от 28.12.2024 № 1697-р "О признании государственных образовательных организаций ресурсными центрами Санкт‑Петербурга").  Ссылка на распоряжение
 

Приказ о создании рабочей группы в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 143 Невского района Санкт-Петербурга.

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:18

Положение о деятельности государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга в режиме региональной инновационной площадки, вид: ресурсный центр общего образования.

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:20

Положение о рабочей группе, рализующей мероприятия региональной инновационной площадки, вид: ресурсный центр общего образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга.

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:31

Договоры о намерениях с ГБДОУ города

Ссылка на документ

 

Должностная инструкция заместителя заведующего РИП

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:36

Должностная инструкция методиста РИП

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:41

Должностная инструкция аналитика РИП

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:54

Положение о библиотеке в ГБДОУ детском саду №143 Невского района Санкт-Петербурга

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 04 Октябрь 2022 13:54

Дополнение к Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга

Ссылка на документ

  Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 28 Январь 2025 18:54

          
 
 
Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 143 Невского района Санкт-Петербурга присвоен статус Ресурсного центра общего образования             Санкт-Петербурга (основание распоряжение Комитета по образованию от 28.12.2024 № 1697-р "О признании государственных образовательных организаций ресурсными центрами Санкт‑Петербурга").  Ссылка на распоряжение
 
 
Наименование программы диссеминации инновации:

"Организация чтения как практика воспитания в дошкольном образовании".

Заявка на признание организации ресурсным центром общего образования

 

01.01.2025г.-31.12.2027г.

Авторский коллектив программы:

Езопова Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Солнцева Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Каганец Светлана Вячеславовна – заведующий ГБДОУ детского сада №143 Невского района

Санкт-Петербурга.

Устинова Яна Алексеевна – заместитель заведующего ГБДОУ детского сада №143 Невского района

Санкт-Петербурга.

Зайцева Екатерина Александровна – старший воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.

Дьяченко Галина Станиславовна – воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района

Санкт-Петербурга.

Кузьмина Наталья Викторовна – воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района

Санкт-Петербурга.

Курганская Инна Николаевна – воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.

Рабочая группа ресурсного центра РИП

Руководитель рабочей группы
Каганец Светлана Вячеславовна
Секретарь рабочей группы
Устинова Яна Алексеевна
Заместитель заведующего по региональной инновационной площадке Солнцева Ольга Викторовна
Заместитель заведующего по региональной инновационной площадке Езопова Светлана Александровна
Методист по региональной инновационной площадке Зайцева Екатерина Александровна
Методист по региональной инновационной площадке Дьяченко Галина Станиславовна
Аналитик по региональной инновационной площадке Кузьмина Наталья Викторовна
Аналитик по региональной инновационной площадке Курганская Инна Николаевна
 
 
 
Конкурс инновационных образовательных продуктов 
«Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга»
                                       
                                               Номинация: Инновации в области воспитания.                      
    
 
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга

Авторский коллектив:
 
  1. Каганец Светлана Вячеславовна, заведующий ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
  2. Езопова Светлана Александровна, к. п. н., заместитель заведующего РИП ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
  3. Солнцева Ольга Викторовна, к. п. н., заместитель заведующего РИП ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
  4. Устинова Яна Алексеевна, заместитель заведующего ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
  5. Зайцева Екатерина Александровна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
  6. Дьяченко Галина Станиславовна,  воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
  7. Кузьмина Наталья Викторовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
  8. Курганская Инна Николаевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.

Инновационный продукт:

 

Методические рекомендации

«Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука»

 
 
 
 
        

Основная идея продукта инновационной деятельности

На основе анализа результатов исследовательской деятельности педагогической лаборатории на базе ГБДОУ №143 Невского района в методических рекомендациях «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука»раскрывается феноменология детского чтения и специфика его поддержки в детском саду в современных социокультурных условиях. В ней рассматриваются ключевые результаты воспитания юного читателя: обогащение читательской компетентности и развитие интереса к книге в дошкольном детстве. Особое внимание уделяется анализу восприятия текстов и иллюстраций детских книг современным ребенком, его репертуарным предпочтениям.

Каждая статья педагогической азбуки наполнена методическими рекомендациями, алгоритмами, которые позволят воспитателям качественно выстроить читательские коммуникации, обновить методы и приемы, направленные на воспитание юного читателя в условиях дошкольного образования.

Методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» представлены в виде статей, упорядоченных в алфавитном порядке. Это создает яркую параллель с азбукой, позволяя педагогам «осваивать» основные принципы воспитания детей дошкольного возраста в рамках образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.

Отличительной особенностью продукта является сочетание текстовой (печатной) и цифровой информации. На каждой странице через QR-код открывается доступ к фото и видеосюжетам, дополнительным справочным и методическим материалам. Эргономика навигации позволит педагогам находить ответы как на интересующие частные вопросы, так и выстроить алгоритм работы с детской книгой в условиях дошкольной образовательной организации.

          При применении инновационного образовательного продукта специального ресурсного обеспечения не требуется.

Глоссарий

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Детское чтение рассматривается как культурная практика дошкольников (термин ФГОС дошкольного образования), обеспечивающая восприятие художественной литературы, в том числе ценностно-смысловое, на основе чтения взрослого детям произведений художественной литературы. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".)

Мотивация к чтению у детей – это процесс, который запускает механизм выбора детьми чтения как вида деятельности из многообразия возможных видов деятельности. Устойчивость читательской мотивации – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает активный выбор чтения как вида деятельности на протяжении продолжительного времени. Основываясь на системном представлении об устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками, как сила, осознанность, действенность, сформированность,  смыслообразующего мотива читательской деятельности, ориентация на процесс и т.д. Неустойчивой мотивацией к чтению называют мотивацию, которая требует постоянного влияния внешних факторов (принуждение, обыгрывание, награды и т.д.).

Поддержка детского чтения в условиях ДОО – оказание содействия педагогам в создании условий популяризации чтения классических и новейшей отечественной и зарубежной литературы, приобщающей маленького читателя к общечеловеческим ценностям: сопереживания, участия, ответственности, любви и взаимоуважения и развитии его читательской компетентности.

Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к выбранной номинации

       Чтение является неотъемлемой частью национальной идентичности и культурной политики России. В условиях глобализации и цифровизации чтение приобретает важную роль в сохранении культурного наследия, передаваемого через книги и формировании личной идентичности подрастающего поколения. Чтение выступает не только как индивидуальное занятие, но и как способ социального взаимодействия, определяющий культурные и интеллектуальные горизонты нации.

Анализ многообразия социальных и воспитательных эффектов чтения позволяет рассматривать его как ценную воспитательную практику, решающую широкий спектр задач. Чтение способствует развитию субъектных проявлений ребенка, формирует критическое мышление и способствует развитию эмоционального интеллекта, что особенно важно в условиях современного мира. Погружаясь в литературные произведения, дети учатся осмыслять различные точки зрения и анализировать ситуации, что помогает им лучше понимать окружающий мир. Кроме того, чтение развивает воображение и креативность, позволяя детям видеть мир через призму различных культур. Книги предоставляют богатый контекст для обсуждения моральных и этических вопросов, что помогает формировать убеждения и ценности подрастающего поколения на этапе дошкольного детства. Существенным аспектом является освоение ребенком богатства родного языка, знакомство с традициями и обычаями различных народов. Чтение книг создает возможность для диалога между родителями и детьми, укрепляя межпоколенные связи и порождая семейные традиции.

Современные читательские коммуникации, реализуемые в дошкольном образовании (нарративные и режиссерские игры по мотивам прочитанного, игры с открытками к книгам, игра-рисование, театрализованная деятельность и т.д.), позволяют сделать процесс чтения привлекательным и увлекательным для ребенка. Применение современных технологий, включая интерактивные книги и приложения, делает чтение еще более доступным и актуальным для ребенка 21 века. Приобщение к чтению не только обогащает внутренний мир ребенка, но и способствует его развитию, что делает его неотъемлемой частью стратегии воспитания в современном обществе.

 

Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта

Анализ публикаций, посвященных структурированию знания о феноменологии чтения, в том числе и детского чтения, позволяет говорить о том, что формат энциклопедий и словарей, представляющий собой множество статей, расположенных в алфавитном порядке,достаточно распространен в последнее время: Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Ю.П. Мелентьевой. Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021; Словарь-справочник «Массовая литература в понятиях и терминах»/ Под ред. Черняк В.Д., Черняк М.А. – Москва: Флинта, 2024; Читатель. Чтение. Книга. Словарь-справочник для самостоятельной работы в "книжном" пространстве / авторы-составители Е.С.Романичева, Г.В.Пранцова. - М.: Библиомир, 2018. Это позволяет сконцентрировать знание и предложить пользователю обзор ключевых аспектов и понятий, характеризующих чтение. Вместе с тем, методический аспект, касающийся приобщения ребенка на этапе дошкольного детства к чтению, фактически не раскрывается в данных работах.

Анализ учебных и методических пособий, посвященных методике приобщения детей к чтению, позволяет отметить обновление круга детского чтения, разнообразие методов и приемов. Однако, большинство исследований и выполненных на их основе методических публикаций посвящены взаимодействию с детьми младшего школьного и подросткового возраста (100 проектов про чтение. Молодежные инициативы. Образовательный атлас. /Науч.ред. Т.Г.Галактионова, ред.-сост. Р.В.Раппопорт. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.- СПб, 2019; «Чтение +». Учебно-методическое пособие. Подготовка педагогов  к  реализации  междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Автор-составитель: Т.Г.Галактионова. - М.: РШБА, 2018;  «Учебно-методический комплекс “От текста к смыслу” по формированию функциональной (читательской) грамотности»‎ (продукт-дипломант конкурса “Сильные решения”, 2022; Асонова Е.А., Борусяк Л.Ф. и др. Литературное образование сегодня: новые практики, новые тексты //Монография. Москва: Московский городской педагогический университет. 2024 и т.д.)

В настоящее время практически отсутствуют методические материалы, предназначенные для педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста, основанные на современных исследованиях восприятия детской литературы этой возрастной категории.(Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И., 1996; Гриценко З.А., 2007; Путилова Е.О., 2015; Первова Г.М.,2017; Тимофеева И.Н., 2000; Чиндилова О.В., 2011).

Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации

Внедрение методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» обеспечит возможность получения следующих эффектов:

 этнокультурные эффекты:

сохранение и трансляция культурного наследия, передаваемого через книги, и формирование культурной идентичности подрастающего поколения;

обогащение культурных ценностейдетей, норм поведения и отношений, соответствующих государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

социальные эффекты:

повышение интереса к чтению и обогащение читательского опыта подрастающего поколения;

удовлетворение разнообразных читательских предпочтений детей и семей воспитанников;

повышение родительской вовлеченности в процесс воспитания детей, в том числе путем приобщения детей к чтению;

обогащение читательской культуры педагогов дошкольного образования, развитие интерпретационной компетентности.

научно-методические эффекты:

расширение научно-методического знания в области приобщения детей дошкольного возраста к чтению;

обновление способов и приемов развития читательской компетентности, в том числе использования потенциала инновационных технологий.

Получение вышеуказанных эффектов коррелирует с национальными целями и стратегическим задачами, обозначенными в документах:

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Созданный продукт направлен на сохранение и укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Это на рекомендации по выбору репертуара произведений классической и современной литературы для чтения дошкольникам, так и на содержание читательских коммуникаций взрослых и детей.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” в качестве одной из задач определяет создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Представленный на конкурс продукт раскрывает одно из условий воспитания - детское чтение в условиях дошкольной образовательной организации, трансляцию культурного наследия через книги и читательские коммуникации.

 

Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р ставит задачу обеспечения воспитательной стратегии в семье, направленной на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также людям старшего поколения. Чтение книг создает возможность для укрепления межпоколенных связей, порождения семейных традиций и формирование ценностей.

 

Концепция информационной безопасности детей в РФ, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N 1105-р утверждает о необходимости преодоления деструктивного информационного воздействия, формирования у детей основ критического мышления. Этому способствуют рекомендации по выбору репертуара детского чтения, способы обсуждения прочитанных книг, представленные в предлагаемом продукте.

Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования Института воспитания РАО указывает на необходимость обеспечения готовности педагогов к реализации целей воспитания подрастающего поколения. Методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» подготовлены как инструмент, направленный на повышение качеств реализации целей воспитания в дошкольных образовательных организациях.

         Технология внедрения продукта инновационной деятельности, в том числе описание рисков использования продукта инновационной деятельности в других образовательных организациях

При создании продукта предполагалось два варианта применения методических рекомендаций «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука».

Первый вариант - «линейный», включающий последовательную реализацию следующих действий:

анализ/самоанализ готовности педагогов к решению задач, связанных с определением целей и задач обращения к детской книге, пониманием замысла чтения и развитием интерпретационной компетентности педагога;

анализ/самоанализ репертуара детской литературы, библиотечного фонда образовательной организации, его разнообразия и возможности его расширения и обновления путем включения произведений современных зарубежных и отечественных писателей;

анализ/самоанализ методов, способов и форм работы по приобщению детей к детскому чтению, определение их направленности на решение поставленных задач, а также необходимости обогащение арсенала педагогических решений в рамках данного направления.

Таким образом, анализируя качество реализации обозначенных выше действий, педагог получает возможность определить потребность/возможность в обновлении и развитии работы по приобщению детей к чтению и обратиться к методическим рекомендациям для обогащения практики воспитания юного читателя.

Второй вариант внедрения продукта инновационной деятельности – «точечный»,заключается в обращении к содержанию методических рекомендации исходя из конкретного запроса или проблемы, с которой может столкнуться педагог при решении задач отбора содержания или проектирования взаимодействия с детьми в рамках приобщения к чтению. Это позволяет вносить локальные изменения в практику образовательной деятельности.

Риски