Без категории

"Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации".
Что является результатом применения «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации»? Освоение детьми российских духовно-нравственных ценностей на уровне доступном возрасту. Диагностические показатели: ценностные представления детей; эмоционально-ценностные отношения; продуктивность участия в добрых и полезных делах.
В чем состоит проблема?
Детская книга является уникальным ресурсом, транслирующим традиционные духовно-нравственные ценности. Применение «Методического конструктора воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» обеспечит присвоение ценностей детьми с учетом возрастных особенностей развития.
Актуальность конструирования воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации
На уровне дошкольного образования разработаны методики работы с художественной литературой: способы развития интереса к чтению, анализа жанровых особенностей и формирования эмоционального отклика у детей.
Почему классические методики недостаточны?
Традиционные подходы фокусируются на литературном развитии детей:
- *эмоциональном восприятии («Понравился ли герой?»), но эмоции ≠ ценности;
- *когнитивном анализе (жанр, сюжет, язык);
- *речевом развитии ребёнка (овладение средствами художественного пересказа, беседе по мотивам произведений);
- *развитии эстетического вкуса.
Методики ценностно-смыслового восприятия книги детьми в практике используются в крайне незначительной степени (данные по результатам работы Педагогической лаборатории ГБДОУ № 143. Контент-анализ). В практике дошкольного образования отсутствуют методические решения для педагогов, позволяющие обращаться к детской литературе в рамках решения воспитательных задач, несмотря на его важность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).
Почему «Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации» позволяет достичь результатов воспитания?
Ребенку дошкольного возраста требуется «живой» образ ценности, содержание которой раскрывается в образце поведения героя привлекательной книги (механизмы идентификации и эмоционального заражения). Тем самым у ребенка возникает аналогичный поведенческий принцип. Проникновение ценности в сознание ребенка осуществляется в условиях ситуации-события, а не просто мероприятия или рассказа о ценности. Таким событием является воспитательная практика, в которой ребенок проживает эмоции и включается в добрые и полезные дела в соответствии с возрастными возможностями. Способ организации дела является частью воспитательной практики.
Почему «Методический конструктор…» является новшеством?






Что предлагается дошкольным образовательным организациям?
- Пошаговые алгоритмы организации воспитательных практик, разработанные вокруг 4 укрупнённых групп ценностей: «Родина», «Семья», «Дружба», «Познание и природа». Укрупнение осуществлено за счет группировки предлагаемых ФОП ДО ценностей вокруг указанных базовых групп. Алгоритмы построены на основе научных данных тщательно отобранных публикаций и подвержены работой Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга (2022-2024г.г.). Алгоритмы могут быть воспроизведены ДОО.




- Календари воспитательных событий на основе 4 укрупнённых групп ценностей. Календари разработаны с учетом адаптации ценностей на основе возрастосообразного подхода, что сделано впервые. Являются инструментом планирования воспитательных практик в ДОО, обладают гибкостью и могут быть использованы в зависимости от потребностей конкретной ДОО.




- Сценарии воспитательных практик для разных возрастных групп ДОО на основе организации ценностно-смыслового восприятия книги дошкольниками с анализом сюжета на основе ценностей, использованием инновационных читательских коммуникаций и включения детей на основе прочитанного в доброе/полезное дело. Сценарии апробированы и подтверждены практикой применения в деятельности Педагогической Лаборатории ГБДОУ детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга (2022-2024г.г.). Сценарии могут быть воспроизведены ДОО после погружения в основы ценностно-смыслового восприятия книги детьми.

● организационно-методическое сопровождение процессов формирования коллегиальных органов управления образовательных организаций.







В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплен государственно-общественный характер управления образованием, а также право обучающихся, их родителей (законных представителей), работников образовательных организаций принимать участие в управлении образовательной организацией.
В образовательной организации сформированы коллегиальные органы управления: общее собрание работников, педагогический совет, управляющий совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.
Управляющий совет (далее - УС) является коллегиальным органом управления образовательной организацией, который вырабатывает свои решения с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и учредителя образовательной организации - представители данных категорий входят в управляющий совет. При этом управляющий совет формируется через механизмы выборов (родители, педагоги), вхождения по должности (руководитель образовательной организации), назначения (представитель учредителя) и кооптации, т.е. включения управляющим советом в свой состав новых членов - представителей науки, образования, культуры, общественности, местного самоуправления, предпринимателей.
Управляющий совет обеспечивает баланс интересов государственной и общественной составляющих управления, что позволяет максимально реализовать потенциал участия всех участников образовательных отношений. УС - это дополнительный организационный, консультационный, информационный, правовой и интеллектуальный ресурс для развития образовательной организации как института российского общества.
Рекомендуемый на рассмотрение список функций управляющего совета может быть изменен или дополнен членами управляющего совета. Полномочия председателя управляющего совета закреплены в уставе образовательной организации, положении об управляющем совете и его регламенте.
На сайте образовательной организации создан отдельный раздел, презентующий работу управляющего совета.

Отчет является частью Отчета по самообследованию ГБДОУ детского сада №143 за 2024 год.
Цель Управляющего совета: вовлечение всех участников образовательных отношений (работников образовательного учреждения, родительское сообщество, а также представителей общественности) в управление образовательной организации.
К компетенции управляющего совета относится:
- согласование правил внутреннего распорядка обучающихся;
- согласование отчета о результатах самообследования;
- согласование локальных нормативных актов образовательного учреждения, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- участие в разработке программы развития образовательного учреждения;
- рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания обучающихся образовательного учреждения;
- рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по обеспечению питанием обучающихся;
- рассмотрение иных вопросов организации образовательного процесса в образовательном учреждении, вынесенных на рассмотрение руководителем, коллегиальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи Управляющего совета направлены на:
- развитие образовательной организации учитывая мнения всех членов Управляющего совета;
- участие в основных мероприятиях по реализации Программы развития образовательной организации;
- участи в подготовке и проведении мероприятий, направленных на реализацию Программы воспитания.
Поставленные задачи выполнены через проведение мероприятий, в которых непосредственно принимали участие члены Управляющего Совета. В 2024 году по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 были реализованы следующие проекты:
- 1. Профориентационный проект «Профессии моих родителей» (февраль-март 2024г.)
- 2. Семейный фестиваль «Театральный калейдоскоп» (март-апрель 2024г.)
- 3. Экологический проект «Витамины с грядки» (май-август 2024г.)
- 4. Проект о дошкольном добровольчестве «Лучики доброты» (сентябрь – декабрь 2024г. с перспективой до мая 2025г.)
- 5. Проект «Ремёсла северо-западного региона» (сентябрь – декабрь 2024г. с перспективой до мая 2025г.)
Были приняты следующие локальные нормативные документы образовательного учреждения, с учетом мнения Управляющего совета:
1.Положение о пропускном и внутри объектовом режимах в ГБДОУ детском саду «143 Невского района Санкт-Петербурга.
2. Положение о методическом совете ГБДОУ детского сада «143 Невского района Санкт-Петербурга.
Работа Управляющего совета строилась на принципах добровольности участия членов Управляющего совета в его работе, коллегиальности принятия решений и гласности. Принимались решения по вопросам, отнесённым уставом образовательной организации к его компетенции.
Заседания Управляющего совета проводились регулярно, при необходимом кворуме, в соответствии с планом и запросом (при необходимости решения вопросов отнесённым к компетенции Управляющего совета). Явка членов Управляющего совета была высокой. На заседаниях Управляющего совета были рассмотрены вопросы:
– о готовности ГБДОУ детского сада №143 к 2023 – 2024 учебному году;
– об антитеррористической безопасности на территории ГБДОУ детского сада №143;
– об участии семей воспитанников в конкурсном движении района и города;
– об участии семей воспитанников в волонтёрских акциях и проектах ГБДОУ детского сада №143;
– об организации субботника на территории ГБДОУ детского сада №143;
– о выполнении правил внутреннего распорядка родителями ГБДОУ детского сада №143 с точки зрения сохранения здоровья воспитанников;
– о мониторинге удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в ГБДОУ детском саду №143;
– об утверждении отчета по самообследованию ГБДОУ детского сада №143 за 2023 год;
– об организации работы в летний оздоровительный период;
- о рациональном использовании бюджетных и внебюджетных средств, исходя из реальных потребностей образовательной организации (закупки оборудования, методических пособий, игрушек на пополнение развивающей среды в группах, а также в холлах, кабинетах дополнительного образования, залах).
Материалы для ознакомления размещались на стенде «Управляющий совет» который находится в холле 3 этажа, доступный для ознакомления всем участникам образовательных отношений, на сайте образовательного учреждения https://143.dou.spb.ru/upravlyayushchij-sovet , в новостной ленте, в информационно-коммуникационной сети В Контакте, на платформе Сферум.
Созданы комиссии, которые принимали участие в подготовке вопросов и проектов в данном направлении:
- 1. Финансово-экономическая комиссия.
- 2. Учебная комиссия.
- 3. Комиссия по контролю за организацией питания.
- 4. Комиссия по работе с родителями и общественностью.
Финансово-экономическая комиссия принимала участие в подготовке плана финансово-хозяйственной деятельности, в планировании предоставления платных образовательных услуг с учетом стоимости одного занятия. Также принимала участие в составлении плана закупок на 2025 год.
Комиссия по работе с родителями и общественностью провела анализ анкетирования по работе Управляющего совета, результат представлен на сайте образовательного учреждения https://143.dou.spb.ru/svedeniya-obobrazovatelnoj-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya-obrazovatelnoj-organizatsiej/upravlyayushchij-sovet/rezultaty-oprosov-provedjonnykh-us .
Члены Управляющего совета, входящие в состав родительского контроля за организацией питания, провели выходы на группы и на пищеблок. Результаты контроля представлены на сайте образовательного учреждения в разделе «Организация питания - контроль» https://143.dou.spb.ru/svedeniya-obobrazovatelnoj-organizatsii/organizatsiya-pitaniya-vospitannikov/kontrol-organizatsii-pitaniya .
Управляющей совет заслушал и согласовал отчет руководителя за календарный год работы образовательного учреждения, также отчет по реализации Программы развития. Учебная комиссия активно принимала участие в разработке Программы развития образовательного учреждения на 2025-2029 уч. год и согласовал в установленные сроки.
Совместно с администрацией образовательного учреждения, члены Управляющего совета разработали план мероприятий в рамках месячника по благоустройству территории дошкольного учреждения, с привлечением родительского сообщества, фото материалы размещены на сайте образовательного учреждения https://143.dou.spb.ru/about-us-1/blagoustrojstvo-territorii .
Комиссия по работе с родителями и общественностью рассматривала вопросы об объективности обращений родителей по конфликтным вопросам. Были даны рекомендации педагогам и родителям воспитанников для обоюдного решения вопросов.
Активная позиция Управляющего совета и тесная связь с администрацией образовательного учреждения показывают важность работы совета, который защищает права и интересы всех участников образовательных отношений.
Семейный фестиваль "Театральный калейдоскоп".
Фестиваль включал в себя серию мастер-классов для семей воспитанников по изготовлению различных видов театральных кукол.
В рамках фестиваля Управляющий совет ГБДОУ выдвинул предложение о проведении семейного
конкурса "Театральная игрушка своими руками".
Ключевым компонентом фестиваля стали совместные театральные постановки родителей и детей.












В марте 2025 года был проведен мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством функционирования Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга за 2024-2025 учебный год, в котором приняли участие 70% семей воспитанников.
По итогам проведенного мониторинга были получены следующие результаты:
80% из числа опрошенных оценивают работу Управляющего совета как эффективную.
70% - своевременно получают информацию о проводимых мероприятиях
Управляющего совета.
85% из числа опрошенных знают, где можно ознакомиться с планом работы Управляющего совета.
80% знают, где можно ознакомиться с отчетом о работе Управляющего совета.
85% из числа опрошенных знакомы с программами, акциями или проектами по инициативе Управляющего совета.
Можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством функционирования Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга за 2024-2025 учебный год. Опрос показал, что необходимо обеспечить оперативную смену информации на сайте и на стендах ДОО для своевременного оповещения родителей (законных представителей) воспитаников о проводимых мероприятиях Управляющего совета, а также для ознакомления с отчетом о работе Управляющего совета.


Вопрос: "Нарушаете ли Вы режим пребывания ребенка в детском саду?"
Причинами нарушений 86% опрошенных указывают внешние факторы: поход к врачу, режим секции (кружка), транспортная доступность; 14% опрошенных в качестве причины указали внутренние факторы: проспали, трудности с утренним подъемом у ребенка, задержались по дороге.
Можно сделать вывод о необходимости организация взаимодействия всех участников образовательного процесса под руководством Управляющего совета для решения вопросов соблюдения режима дня, как необходимого условия успешного освоения воспитанниками образовательной программы. В этой связи членами Управляющего совета решено провести:
- информационно-просветительскую работу среди родителей (законных представителей) воспитанников: «Успешный ребенок – это ребенок, получающий полноценное дошкольное образование».
- для выявления объективных внешних факторов, приводящих к опозданиям, провести мониторинг «Посещение кружков и секций вне ГБДОУ».

В 2025 году было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников для оценки уровня удовлетворенности мероприятием, инициированным Управляющим советом ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
В анкетировании приняли участие 75% семей воспитанников.
По итогам анкетирования были получены следующие результаты:
- Как Вы оцениваете качество реализации мероприятий в рамках проекта «Лучики доброты» (сбор макулатуры, волонтерские акции) по инициативе Управляющего совета (организация, программа, график проведения и т.д)? (от 1 до 5)

- Насколько тема и содержание мероприятия были интересны для Вас? (от 1 до 5)

- Как Вы оцениваете качество организации мероприятий в рамках реализации проекта «Ремёсла Северо-Западного региона» (мастер-класс для детей и родителей «Цветы белых ночей» по мотивам петербургской росписи, посещение музея «Ремёсла Северо-западного региона») (от 1 до 5)

- Насколько тема и содержание мероприятия были интересны для Вас? (от 1 до 5)

- В каких акциях или проектах предложенных Управляющим советом Вы принимали участие?

- Из каких источников Вы получаете информацию о проектах, акциях по инициативе Управляющего совета?

«Управляющий совет как инструмент создания благоприятной образовательной среды: соблюдение режима дня для успешного развития обучающихся».
Целью проекта является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса под руководством Управляющего совета для решения вопросов соблюдения режима дня, как необходимого условия успешного освоения воспитанниками образовательной программы, а также сохранения позитивного настроя детей и благоприятного психологического климата группы.
В декабре прошло анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников для учета мнений по вопросу соблюдения внутреннего распорядка ДОО. С результатами анкетирования можно ознакомиться во вкладке "Результаты опросов, проведенных УС".
Для достижения поставленной цели Управляющим советом были продуманы следующие шаги:
- для соблюдения режима дня провести информационно-просветительскую работу среди родителей (законных представителей) воспитанников: «Успешный ребенок – это ребенок, получающий полноценное дошкольное образование».
- для выявления объективных внешних факторов, приводящих к опозданиям, провести мониторинг «Посещение кружков и секций вне ГБДОУ».
- для сохранения позитивного настроя детей и благоприятного психологического климата группы на протяжении всего дня решено установить на входных дверях групповых помещений звонки, что будет стимулировать родителей (законных представителей) воспитанников ответственно относится к соблюдению времени посещения ДОО.

В апреле 2025 года по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ №143 прошел фестиваль семейных научно-исследовательских работ "Маленькие эксперты: природа глазами детей". Дипломы и подарки семьям вручил настоящий знаток и эксперт - Профессор Чудаков. Более 30 семей приняли участие в фестивале, а все проекты вошли в два сборника, которые пополнили лабораторию детского сада.










В детском саду по инициативе и при поддержке Управляющего совета ГБДОУ детского сада №143
Педагог дополнительного образования Екатерина Александровна Зайцева познакомила семьи воспитанников с историей появления Петербургской росписи, яркостью и праздничностью цветочных узоров, помогла освоить приемы работы при изображении отдельных элементов и несложных композиций. Участники выполняли закладки для книг на черной бумаге. Каждый имел возможность проявить свое творчество и фантазию, придавая своим работам яркость и индивидуальность. Все участники процесса проявили большой творческий потенциал, подарили друг другу массу положительных эмоций.











Команда ГБДОУ детского сада №143 «Лучики доброты» разработала свой маршрут добрых дел.




















































Мероприятие посетили более 50 педагогов из Невского, Адмиралтейского, Центрального, Колпинского, Красносельского, Пушкинского районов.
С приветственным словом к педагогическому сообществу обратилась ведущий специалист Отдела образования Невского района Санкт-Петербурга Дарья Николаевна Тарасова. Дарья Николаевна отметила важность и актуальность выбранной дошкольным учреждением темы в контексте современного образования.
Поприветствовала участников мероприятия заместитель директора ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга Юлия Львовна Мокшина. Юлия Львовна обратила особое внимание на большой пласт работы, проделанный дошкольным учреждением, и пожелала всем коллегам интересной и продуктивной работы в выбранном направлении.
С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
Педагогическому сообществу города был представлен продукт ресурсного центра общего образования "Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации". Коллектив ГБДОУ рассказал о воспитательном потенциале детской художественной литературы, о важности актуализации программы воспитания ДОО с ориентацией на традиционные духовно-нравственные ценности.
Участники мероприятия посредством интерактивных мастер-классов погрузились в воспитательные практики ДОО, посетили с экскурсией группы и библиотеку детского сада.
В завершении встречи слова благодарности за интересную, продуктивную работу высказала заместитель руководителя детского сада №43 Красносельского района Альбина Вячеславовна Бенько, руководитель детского сада №57 Невского района Антонина Борисовна Пушкина, руководитель детского сада №11 Невского района Ольга Петровна Русакова, руководитель детского сада №63 Невского района Дарья Сергеевна Бурцева.
По итогам проведения Дня открытых дверей более 10 учреждений города заявили о своем намерении стать партнерами ресурсного центра общего образования - детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Коллектив детского сада №143 благодарит коллег за проявленный интерес к работе ресурсного центра, за высокую оценку работы педагогического коллектива, а также за готовность включиться в совместную работу и стать партнерами ресурсного центра!

С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
После онлайн выступления команда ресурсного центра приняла участие в независимой общественной экспертизе и ответила на вопросы экспертов академии.
в дошкольной образовательной организации".

Мероприятие собрало более 30 педагогов Невского района. Участники семинара посетили три локации и погрузились в читательские события, позволяющие формировать у дошкольников нравственно-патриотические, семейные, эстетические ценности и ценности познавательной направленности. Практическим опытом работы с коллегами поделились методисты и аналитики региональной инновационной площадки ГБДОУ №143 Дьяченко Г.С., Зайцева Е.А., Кузьмина Н.В., Курганская И.Н.

На пленарном заседании с докладом "Детское чтение в зеркале воспитания" выступила Ольга Викторовна Солнцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, заместитель заведующего региональной инновационной площадки ГБДОУ №143.
Галина Станиславовна Дьяченко и Инна Николаевна Курганская, воспитатели ГБДОУ, специалисты региональной инновационной площадки, рассказали об опыте патриотического воспитания в докладе: "Маленький патриот большой страны: патриотическое воспитание дошкольников посредством детской книги."

О многолетнем успешном опыте организации пространства детского чтения в ДОО рассказали заместитель заведующего Яна Алексеевна Устинова, старший воспитатель Екатерина Александровна Зайцева и воспитатель Галина Станиславовна Дьяченко. На мастерской "Инновации в дошкольном образовании: реализация научных идей кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета" команда ГБДОУ №143 не только поделилась опытом и приёмами работы, но и нашла единомышленников!
Более 40 педагогов Санкт-Петербурга стали участниками площадки и посетили с экскурсией библиотечное пространство детского сада. Интерактивные выставки "О блокаде Ленинграда, стойкости духа и доброте", "Семейные ценности в сказках А.С.Пушкина", "Выставка "одной книги" в группе детского сада", "Хозяин с "большим сердцем" или как мы проявляем заботу" представили педагоги ГБДОУ, специалисты РИП Екатерина Александровна Зайцева, Галина Станиславовна Дьяченко, Наталья Викторовна Кузьмина и Инна Николаевна Курганская.




Мероприятие посетили более 50 педагогов из Невского, Адмиралтейского, Центрального, Колпинского, Красносельского, Пушкинского районов.
С приветственным словом к педагогическому сообществу обратилась ведущий специалист Отдела образования Невского района Санкт-Петербурга Дарья Николаевна Тарасова. Дарья Николаевна отметила важность и актуальность выбранной дошкольным учреждением темы в контексте современного образования.
Поприветствовала участников мероприятия заместитель директора ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга Юлия Львовна Мокшина. Юлия Львовна обратила особое внимание на большой пласт работы, проделанный дошкольным учреждением, и пожелала всем коллегам интересной и продуктивной работы в выбранном направлении.
С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
Педагогическому сообществу города был представлен продукт ресурсного центра общего образования "Методический конструктор воспитательных практик на основе организации ценностно-смыслового восприятия книг детьми в дошкольной образовательной организации". Коллектив ГБДОУ рассказал о воспитательном потенциале детской художественной литературы, о важности актуализации программы воспитания ДОО с ориентацией на традиционные духовно-нравственные ценности.
Участники мероприятия посредством интерактивных мастер-классов погрузились в воспитательные практики ДОО, посетили с экскурсией группы и библиотеку детского сада.
В завершении встречи слова благодарности за интересную, продуктивную работу высказала заместитель руководителя детского сада №43 Красносельского района Альбина Вячеславовна Бенько, руководитель детского сада №57 Невского района Антонина Борисовна Пушкина, руководитель детского сада №11 Невского района Ольга Петровна Русакова, руководитель детского сада №63 Невского района Дарья Сергеевна Бурцева.
По итогам проведения Дня открытых дверей более 10 учреждений города заявили о своем намерении стать партнерами ресурсного центра общего образования - детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Коллектив детского сада №143 благодарит коллег за проявленный интерес к работе ресурсного центра, за высокую оценку работы педагогического коллектива, а также за готовность включиться в совместную работу и стать партнерами ресурсного центра!

С представлением ресурсного центра общего образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга выступила руководитель учреждения Светлана Вячеславовна Каганец.
После онлайн выступления команда ресурсного центра приняла участие в независимой общественной экспертизе и ответила на вопросы экспертов академии.
в дошкольной образовательной организации".

Мероприятие собрало более 30 педагогов Невского района. Участники семинара посетили три локации и погрузились в читательские события, позволяющие формировать у дошкольников нравственно-патриотические, семейные, эстетические ценности и ценности познавательной направленности. Практическим опытом работы с коллегами поделились методисты и аналитики региональной инновационной площадки ГБДОУ №143 Дьяченко Г.С., Зайцева Е.А., Кузьмина Н.В., Курганская И.Н.

На пленарном заседании с докладом "Детское чтение в зеркале воспитания" выступила Ольга Викторовна Солнцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, заместитель заведующего региональной инновационной площадки ГБДОУ №143.
Галина Станиславовна Дьяченко и Инна Николаевна Курганская, воспитатели ГБДОУ, специалисты региональной инновационной площадки, рассказали об опыте патриотического воспитания в докладе: "Маленький патриот большой страны: патриотическое воспитание дошкольников посредством детской книги."

О многолетнем успешном опыте организации пространства детского чтения в ДОО рассказали заместитель заведующего Яна Алексеевна Устинова, старший воспитатель Екатерина Александровна Зайцева и воспитатель Галина Станиславовна Дьяченко. На мастерской "Инновации в дошкольном образовании: реализация научных идей кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета" команда ГБДОУ №143 не только поделилась опытом и приёмами работы, но и нашла единомышленников!
Более 40 педагогов Санкт-Петербурга стали участниками площадки и посетили с экскурсией библиотечное пространство детского сада. Интерактивные выставки "О блокаде Ленинграда, стойкости духа и доброте", "Семейные ценности в сказках А.С.Пушкина", "Выставка "одной книги" в группе детского сада", "Хозяин с "большим сердцем" или как мы проявляем заботу" представили педагоги ГБДОУ, специалисты РИП Екатерина Александровна Зайцева, Галина Станиславовна Дьяченко, Наталья Викторовна Кузьмина и Инна Николаевна Курганская.


Приказ о создании рабочей группы в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 143 Невского района Санкт-Петербурга.
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:18
Положение о деятельности государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга в режиме региональной инновационной площадки, вид: ресурсный центр общего образования.
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:20
Положение о рабочей группе, рализующей мероприятия региональной инновационной площадки, вид: ресурсный центр общего образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 143 Невского района Санкт-Петербурга.
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:31
Договоры о намерениях с ГБДОУ города
Должностная инструкция заместителя заведующего РИП
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:36
Должностная инструкция методиста РИП
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:41
Должностная инструкция аналитика РИП
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 09 Январь 2025 17:54
Положение о библиотеке в ГБДОУ детском саду №143 Невского района Санкт-Петербурга
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 04 Октябрь 2022 13:54
Дополнение к Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга
Заведующий - Каганец Светлана Вячеславовна 28 Январь 2025 18:54

"Организация чтения как практика воспитания в дошкольном образовании".
Заявка на признание организации ресурсным центром общего образования
01.01.2025г.-31.12.2027г.
Езопова Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Солнцева Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Каганец Светлана Вячеславовна – заведующий ГБДОУ детского сада №143 Невского района
Санкт-Петербурга.
Устинова Яна Алексеевна – заместитель заведующего ГБДОУ детского сада №143 Невского района
Санкт-Петербурга.
Зайцева Екатерина Александровна – старший воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Дьяченко Галина Станиславовна – воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района
Санкт-Петербурга.
Кузьмина Наталья Викторовна – воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района
Санкт-Петербурга.
Курганская Инна Николаевна – воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Руководитель рабочей группы |
Каганец Светлана Вячеславовна
|
Секретарь рабочей группы |
Устинова Яна Алексеевна
|
Заместитель заведующего по региональной инновационной площадке | Солнцева Ольга Викторовна |
Заместитель заведующего по региональной инновационной площадке | Езопова Светлана Александровна |
Методист по региональной инновационной площадке | Зайцева Екатерина Александровна |
Методист по региональной инновационной площадке | Дьяченко Галина Станиславовна |
Аналитик по региональной инновационной площадке | Кузьмина Наталья Викторовна |
Аналитик по региональной инновационной площадке | Курганская Инна Николаевна |
детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга
- Каганец Светлана Вячеславовна, заведующий ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Езопова Светлана Александровна, к. п. н., заместитель заведующего РИП ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Солнцева Ольга Викторовна, к. п. н., заместитель заведующего РИП ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Устинова Яна Алексеевна, заместитель заведующего ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Зайцева Екатерина Александровна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Дьяченко Галина Станиславовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Кузьмина Наталья Викторовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга;
- Курганская Инна Николаевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Инновационный продукт:
«Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука»
Основная идея продукта инновационной деятельности
На основе анализа результатов исследовательской деятельности педагогической лаборатории на базе ГБДОУ №143 Невского района в методических рекомендациях «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука»раскрывается феноменология детского чтения и специфика его поддержки в детском саду в современных социокультурных условиях. В ней рассматриваются ключевые результаты воспитания юного читателя: обогащение читательской компетентности и развитие интереса к книге в дошкольном детстве. Особое внимание уделяется анализу восприятия текстов и иллюстраций детских книг современным ребенком, его репертуарным предпочтениям.
Каждая статья педагогической азбуки наполнена методическими рекомендациями, алгоритмами, которые позволят воспитателям качественно выстроить читательские коммуникации, обновить методы и приемы, направленные на воспитание юного читателя в условиях дошкольного образования.
Методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» представлены в виде статей, упорядоченных в алфавитном порядке. Это создает яркую параллель с азбукой, позволяя педагогам «осваивать» основные принципы воспитания детей дошкольного возраста в рамках образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Отличительной особенностью продукта является сочетание текстовой (печатной) и цифровой информации. На каждой странице через QR-код открывается доступ к фото и видеосюжетам, дополнительным справочным и методическим материалам. Эргономика навигации позволит педагогам находить ответы как на интересующие частные вопросы, так и выстроить алгоритм работы с детской книгой в условиях дошкольной образовательной организации.
При применении инновационного образовательного продукта специального ресурсного обеспечения не требуется.
Глоссарий
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Детское чтение рассматривается как культурная практика дошкольников (термин ФГОС дошкольного образования), обеспечивающая восприятие художественной литературы, в том числе ценностно-смысловое, на основе чтения взрослого детям произведений художественной литературы. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".)
Мотивация к чтению у детей – это процесс, который запускает механизм выбора детьми чтения как вида деятельности из многообразия возможных видов деятельности. Устойчивость читательской мотивации – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает активный выбор чтения как вида деятельности на протяжении продолжительного времени. Основываясь на системном представлении об устойчивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками, как сила, осознанность, действенность, сформированность, смыслообразующего мотива читательской деятельности, ориентация на процесс и т.д. Неустойчивой мотивацией к чтению называют мотивацию, которая требует постоянного влияния внешних факторов (принуждение, обыгрывание, награды и т.д.).
Поддержка детского чтения в условиях ДОО – оказание содействия педагогам в создании условий популяризации чтения классических и новейшей отечественной и зарубежной литературы, приобщающей маленького читателя к общечеловеческим ценностям: сопереживания, участия, ответственности, любви и взаимоуважения и развитии его читательской компетентности.
Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к выбранной номинации
Чтение является неотъемлемой частью национальной идентичности и культурной политики России. В условиях глобализации и цифровизации чтение приобретает важную роль в сохранении культурного наследия, передаваемого через книги и формировании личной идентичности подрастающего поколения. Чтение выступает не только как индивидуальное занятие, но и как способ социального взаимодействия, определяющий культурные и интеллектуальные горизонты нации.
Анализ многообразия социальных и воспитательных эффектов чтения позволяет рассматривать его как ценную воспитательную практику, решающую широкий спектр задач. Чтение способствует развитию субъектных проявлений ребенка, формирует критическое мышление и способствует развитию эмоционального интеллекта, что особенно важно в условиях современного мира. Погружаясь в литературные произведения, дети учатся осмыслять различные точки зрения и анализировать ситуации, что помогает им лучше понимать окружающий мир. Кроме того, чтение развивает воображение и креативность, позволяя детям видеть мир через призму различных культур. Книги предоставляют богатый контекст для обсуждения моральных и этических вопросов, что помогает формировать убеждения и ценности подрастающего поколения на этапе дошкольного детства. Существенным аспектом является освоение ребенком богатства родного языка, знакомство с традициями и обычаями различных народов. Чтение книг создает возможность для диалога между родителями и детьми, укрепляя межпоколенные связи и порождая семейные традиции.
Современные читательские коммуникации, реализуемые в дошкольном образовании (нарративные и режиссерские игры по мотивам прочитанного, игры с открытками к книгам, игра-рисование, театрализованная деятельность и т.д.), позволяют сделать процесс чтения привлекательным и увлекательным для ребенка. Применение современных технологий, включая интерактивные книги и приложения, делает чтение еще более доступным и актуальным для ребенка 21 века. Приобщение к чтению не только обогащает внутренний мир ребенка, но и способствует его развитию, что делает его неотъемлемой частью стратегии воспитания в современном обществе.
Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта
Анализ публикаций, посвященных структурированию знания о феноменологии чтения, в том числе и детского чтения, позволяет говорить о том, что формат энциклопедий и словарей, представляющий собой множество статей, расположенных в алфавитном порядке,достаточно распространен в последнее время: Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Ю.П. Мелентьевой. Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021; Словарь-справочник «Массовая литература в понятиях и терминах»/ Под ред. Черняк В.Д., Черняк М.А. – Москва: Флинта, 2024; Читатель. Чтение. Книга. Словарь-справочник для самостоятельной работы в "книжном" пространстве / авторы-составители Е.С.Романичева, Г.В.Пранцова. - М.: Библиомир, 2018. Это позволяет сконцентрировать знание и предложить пользователю обзор ключевых аспектов и понятий, характеризующих чтение. Вместе с тем, методический аспект, касающийся приобщения ребенка на этапе дошкольного детства к чтению, фактически не раскрывается в данных работах.
Анализ учебных и методических пособий, посвященных методике приобщения детей к чтению, позволяет отметить обновление круга детского чтения, разнообразие методов и приемов. Однако, большинство исследований и выполненных на их основе методических публикаций посвящены взаимодействию с детьми младшего школьного и подросткового возраста (100 проектов про чтение. Молодежные инициативы. Образовательный атлас. /Науч.ред. Т.Г.Галактионова, ред.-сост. Р.В.Раппопорт. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.- СПб, 2019; «Чтение +». Учебно-методическое пособие. Подготовка педагогов к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Автор-составитель: Т.Г.Галактионова. - М.: РШБА, 2018; «Учебно-методический комплекс “От текста к смыслу” по формированию функциональной (читательской) грамотности» (продукт-дипломант конкурса “Сильные решения”, 2022; Асонова Е.А., Борусяк Л.Ф. и др. Литературное образование сегодня: новые практики, новые тексты //Монография. Москва: Московский городской педагогический университет. 2024 и т.д.)
В настоящее время практически отсутствуют методические материалы, предназначенные для педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста, основанные на современных исследованиях восприятия детской литературы этой возрастной категории.(Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И., 1996; Гриценко З.А., 2007; Путилова Е.О., 2015; Первова Г.М.,2017; Тимофеева И.Н., 2000; Чиндилова О.В., 2011).
Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации
Внедрение методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» обеспечит возможность получения следующих эффектов:
этнокультурные эффекты:
сохранение и трансляция культурного наследия, передаваемого через книги, и формирование культурной идентичности подрастающего поколения;
обогащение культурных ценностейдетей, норм поведения и отношений, соответствующих государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
социальные эффекты:
повышение интереса к чтению и обогащение читательского опыта подрастающего поколения;
удовлетворение разнообразных читательских предпочтений детей и семей воспитанников;
повышение родительской вовлеченности в процесс воспитания детей, в том числе путем приобщения детей к чтению;
обогащение читательской культуры педагогов дошкольного образования, развитие интерпретационной компетентности.
научно-методические эффекты:
расширение научно-методического знания в области приобщения детей дошкольного возраста к чтению;
обновление способов и приемов развития читательской компетентности, в том числе использования потенциала инновационных технологий.
Получение вышеуказанных эффектов коррелирует с национальными целями и стратегическим задачами, обозначенными в документах:
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Созданный продукт направлен на сохранение и укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Это на рекомендации по выбору репертуара произведений классической и современной литературы для чтения дошкольникам, так и на содержание читательских коммуникаций взрослых и детей.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” в качестве одной из задач определяет создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Представленный на конкурс продукт раскрывает одно из условий воспитания - детское чтение в условиях дошкольной образовательной организации, трансляцию культурного наследия через книги и читательские коммуникации.
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р ставит задачу обеспечения воспитательной стратегии в семье, направленной на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также людям старшего поколения. Чтение книг создает возможность для укрепления межпоколенных связей, порождения семейных традиций и формирование ценностей.
Концепция информационной безопасности детей в РФ, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N 1105-р утверждает о необходимости преодоления деструктивного информационного воздействия, формирования у детей основ критического мышления. Этому способствуют рекомендации по выбору репертуара детского чтения, способы обсуждения прочитанных книг, представленные в предлагаемом продукте.
Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования Института воспитания РАО указывает на необходимость обеспечения готовности педагогов к реализации целей воспитания подрастающего поколения. Методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» подготовлены как инструмент, направленный на повышение качеств реализации целей воспитания в дошкольных образовательных организациях.
Технология внедрения продукта инновационной деятельности, в том числе описание рисков использования продукта инновационной деятельности в других образовательных организациях
При создании продукта предполагалось два варианта применения методических рекомендаций «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука».
Первый вариант - «линейный», включающий последовательную реализацию следующих действий:
анализ/самоанализ готовности педагогов к решению задач, связанных с определением целей и задач обращения к детской книге, пониманием замысла чтения и развитием интерпретационной компетентности педагога;
анализ/самоанализ репертуара детской литературы, библиотечного фонда образовательной организации, его разнообразия и возможности его расширения и обновления путем включения произведений современных зарубежных и отечественных писателей;
анализ/самоанализ методов, способов и форм работы по приобщению детей к детскому чтению, определение их направленности на решение поставленных задач, а также необходимости обогащение арсенала педагогических решений в рамках данного направления.
Таким образом, анализируя качество реализации обозначенных выше действий, педагог получает возможность определить потребность/возможность в обновлении и развитии работы по приобщению детей к чтению и обратиться к методическим рекомендациям для обогащения практики воспитания юного читателя.
Второй вариант внедрения продукта инновационной деятельности – «точечный»,заключается в обращении к содержанию методических рекомендации исходя из конкретного запроса или проблемы, с которой может столкнуться педагог при решении задач отбора содержания или проектирования взаимодействия с детьми в рамках приобщения к чтению. Это позволяет вносить локальные изменения в практику образовательной деятельности.