Инновационный продукт 2024-2025
Конкурс результатов инновационной деятельности
детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга
- Каганец Светлана Вячеславовна, заведующий;
- Езопова Светлана Александровна, к. п. н., старший воспитатель;
- Солнцева Ольга Викторовна, к. п. н., методист;
- Куриленко Елена Борисовна, заместитель заведующего;
- Устинова Яна Алексеевна, старший воспитатель;
- Зайцева Екатерина Александровна, воспитатель;
- Дьяченко Галина Станиславовна, воспитатель;
- Кузьмина Наталья Викторовна, воспитатель;
- Михеева Инна Николаевна, воспитатель.
Инновационный продукт:
«Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука»
Основная идея продукта инновационной деятельности
На основе анализа результатов исследовательской деятельности педагогической лаборатории на базе ГБДОУ №143 Невского района в методических рекомендациях «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука»раскрывается феноменология детского чтения и специфика его поддержки в детском саду в современных социокультурных условиях. В ней рассматриваются ключевые результаты воспитания юного читателя: обогащение читательской компетентности и развитие интереса к книге в дошкольном детстве. Особое внимание уделяется анализу восприятия текстов и иллюстраций детских книг современным ребенком, его репертуарным предпочтениям.
Каждая статья педагогической азбуки наполнена методическими рекомендациями, алгоритмами, которые позволят воспитателям качественно выстроить читательские коммуникации, обновить методы и приемы, направленные на воспитание юного читателя в условиях дошкольного образования.
Методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» представлены в виде статей, упорядоченных в алфавитном порядке. Это создает яркую параллель с азбукой, позволяя педагогам «осваивать» основные принципы воспитания детей дошкольного возраста в рамках образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Отличительной особенностью продукта является сочетание текстовой (печатной) и цифровой информации. На каждой странице через QR-код открывается доступ к фото и видеосюжетам, дополнительным справочным и методическим материалам. Эргономика навигации позволит педагогам находить ответы как на интересующие частные вопросы, так и выстроить алгоритм работы с детской книгой в условиях дошкольной образовательной организации.
Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к выбранной номинации
Чтение является неотъемлемой частью национальной идентичности и культурной политики России. В условиях глобализации и цифровизации чтение приобретает важную роль в сохранении культурного наследия, передаваемого через книги и формировании личной идентичности подрастающего поколения. Чтение выступает не только как индивидуальное занятие, но и как способ социального взаимодействия, определяющий культурные и интеллектуальные горизонты нации.
Анализ многообразия социальных и воспитательных эффектов чтения позволяет рассматривать его как ценную воспитательную практику, решающую широкий спектр задач. Чтение способствует развитию субъектных проявлений ребенка, формирует критическое мышление и способствует развитию эмоционального интеллекта, что особенно важно в условиях современного мира. Погружаясь в литературные произведения, дети учатся осмыслять различные точки зрения и анализировать ситуации, что помогает им лучше понимать окружающий мир. Кроме того, чтение развивает воображение и креативность, позволяя детям видеть мир через призму различных культур. Книги предоставляют богатый контекст для обсуждения моральных и этических вопросов, что помогает формировать убеждения и ценности подрастающего поколения на этапе дошкольного детства. Существенным аспектом является освоение ребенком богатства родного языка, знакомство с традициями и обычаями различных народов. Чтение книг создает возможность для диалога между родителями и детьми, укрепляя межпоколенные связи и порождая семейные традиции.
Современные читательские коммуникации, реализуемые в дошкольном образовании (нарративные и режиссерские игры по мотивам прочитанного, игры с открытками к книгам, игра-рисование, театрализованная деятельность и т.д.), позволяют сделать процесс чтения привлекательным и увлекательным для ребенка. Применение современных технологий, включая интерактивные книги и приложения, делает чтение еще более доступным и актуальным для ребенка 21 века. Приобщение к чтению не только обогащает внутренний мир ребенка, но и способствует его развитию, что делает его неотъемлемой частью стратегии воспитания в современном обществе.
Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта
Анализ публикаций, посвященных структурированию знания о феноменологии чтения, в том числе и детского чтения, позволяет говорить о том, что формат энциклопедий и словарей, представляющий собой множество статей, расположенных в алфавитном порядке,достаточно распространен в последнее время: Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Ю.П. Мелентьевой. Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021; Словарь-справочник «Массовая литература в понятиях и терминах»/ Под ред. Черняк В.Д., Черняк М.А. – Москва: Флинта, 2024; Читатель. Чтение. Книга. Словарь-справочник для самостоятельной работы в "книжном" пространстве / авторы-составители Е.С.Романичева, Г.В.Пранцова. - М.: Библиомир, 2018. Это позволяет сконцентрировать знание и предложить пользователю обзор ключевых аспектов и понятий, характеризующих чтение. Вместе с тем, методический аспект, касающийся приобщения ребенка на этапе дошкольного детства к чтению, фактически не раскрывается в данных работах.
Анализ учебных и методических пособий, посвященных методике приобщения детей к чтению, позволяет отметить обновление круга детского чтения, разнообразие методов и приемов. Однако, большинство исследований и выполненных на их основе методических публикаций посвящены взаимодействию с детьми младшего школьного и подросткового возраста (100 проектов про чтение. Молодежные инициативы. Образовательный атлас. /Науч.ред. Т.Г.Галактионова, ред.-сост. Р.В.Раппопорт. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.- СПб, 2019; «Чтение +». Учебно-методическое пособие. Подготовка педагогов к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Автор-составитель: Т.Г.Галактионова. - М.: РШБА, 2018; «Учебно-методический комплекс “От текста к смыслу” по формированию функциональной (читательской) грамотности» (продукт-дипломант конкурса “Сильные решения”, 2022; Асонова Е.А., Борусяк Л.Ф. и др. Литературное образование сегодня: новые практики, новые тексты //Монография. Москва: Московский городской педагогический университет. 2024 и т.д.)
В настоящее время практически отсутствуют методические материалы, предназначенные для педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста, основанные на современных исследованиях восприятия детской литературы этой возрастной категории.(Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И., 1996; Гриценко З.А., 2007; Путилова Е.О., 2015; Первова Г.М.,2017; Тимофеева И.Н., 2000; Чиндилова О.В., 2011).
Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации
Внедрение методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» обеспечит возможность получения следующих эффектов:
этнокультурные эффекты:
сохранение и трансляция культурного наследия, передаваемого через книги, и формирование культурной идентичности подрастающего поколения;
обогащение культурных ценностейдетей, норм поведения и отношений, соответствующих государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
социальные эффекты:
повышение интереса к чтению и обогащение читательского опыта подрастающего поколения;
удовлетворение разнообразных читательских предпочтений детей и семей воспитанников;
повышение родительской вовлеченности в процесс воспитания детей, в том числе путем приобщения детей к чтению;
обогащение читательской культуры педагогов дошкольного образования, развитие интерпретационной компетентности.
научно-методические эффекты:
расширение научно-методического знания в области приобщения детей дошкольного возраста к чтению;
обновление способов и приемов развития читательской компетентности, в том числе использования потенциала инновационных технологий.
Получение вышеуказанных эффектов коррелирует с национальными целями и стратегическим задачами, обозначенными в документах:
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Созданный продукт направлен на сохранение и укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Это на рекомендации по выбору репертуара произведений классической и современной литературы для чтения дошкольникам, так и на содержание читательских коммуникаций взрослых и детей.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” в качестве одной из задач определяет создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Представленный на конкурс продукт раскрывает одно из условий воспитания - детское чтение в условиях дошкольной образовательной организации, трансляцию культурного наследия через книги и читательские коммуникации.
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р ставит задачу обеспечения воспитательной стратегии в семье, направленной на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также людям старшего поколения. Чтение книг создает возможность для укрепления межпоколенных связей, порождения семейных традиций и формирование ценностей.
Концепция информационной безопасности детей в РФ, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N 1105-р утверждает о необходимости преодоления деструктивного информационного воздействия, формирования у детей основ критического мышления. Этому способствуют рекомендации по выбору репертуара детского чтения, способы обсуждения прочитанных книг, представленные в предлагаемом продукте.
Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования Института воспитания РАО указывает на необходимость обеспечения готовности педагогов к реализации целей воспитания подрастающего поколения. Методические рекомендации «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука» подготовлены как инструмент, направленный на повышение качеств реализации целей воспитания в дошкольных образовательных организациях.
Технология внедрения продукта инновационной деятельности, в том числе описание рисков использования продукта инновационной деятельности в других образовательных организациях
При создании продукта предполагалось два варианта применения методических рекомендаций «Воспитываем юного читателя: педагогическая азбука».
Первый вариант - «линейный», включающий последовательную реализацию следующих действий:
анализ/самоанализ готовности педагогов к решению задач, связанных с определением целей и задач обращения к детской книге, пониманием замысла чтения и развитием интерпретационной компетентности педагога;
анализ/самоанализ репертуара детской литературы, библиотечного фонда образовательной организации, его разнообразия и возможности его расширения и обновления путем включения произведений современных зарубежных и отечественных писателей;
анализ/самоанализ методов, способов и форм работы по приобщению детей к детскому чтению, определение их направленности на решение поставленных задач, а также необходимости обогащение арсенала педагогических решений в рамках данного направления.
Таким образом, анализируя качество реализации обозначенных выше действий, педагог получает возможность определить потребность/возможность в обновлении и развитии работы по приобщению детей к чтению и обратиться к методическим рекомендациям для обогащения практики воспитания юного читателя.
Второй вариант внедрения продукта инновационной деятельности – «точечный»,заключается в обращении к содержанию методических рекомендации исходя из конкретного запроса или проблемы, с которой может столкнуться педагог при решении задач отбора содержания или проектирования взаимодействия с детьми в рамках приобщения к чтению. Это позволяет вносить локальные изменения в практику образовательной деятельности.