Федеральная инновационная площадка
Каганец Светлана Вячеславовна, заведующий
Направление деятельности - разработка, апробация и (или) внедрение:новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;Цели образовательного проекта (программы):
-
Обновление содержания дошкольного образования, обеспечивающее присвоение традиционных российских духовно-нравственных ценностей в условиях приобщениядетей к чтению в дошкольной образовательной организации.
-
Разработка, апробация и внедрение педагогических технологий, форм, методов и средств, обеспечивающих воспитание читающего поколения детей в дошкольной образовательной организации.
Задачи образовательного проекта (программы):
-
Создать и апробировать модель воспитания читающего поколения в условиях дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), обеспечивающую присвоение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
-
Подготовить методические рекомендации по воспитанию читающего поколения в условиях ДОО в соответствии с российскими духовно-нравственными ценностями.
-
Разработать макет части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений «Воспитание читающего поколения в ДОО».
-
Обеспечить информационное сопровождение и диссеминацию результатов (продуктов) инновационного образовательного проекта в систему дошкольного образования и профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов.
-
Разработать и апробировать систему оценки качества реализации инновационного образовательного проекта, эффективности внедрения в практику ДОО.
Обоснование значимости проекта (программы) для развития системы образования
Чтение является неотъемлемой частью национальной идентичности и культурной политики России. В условиях глобализации и цифровизации чтение приобретает важную роль в сохранении культурного наследия, передаваемого через книги, и формировании личной идентичности подрастающего поколения. Чтение выступает не только как индивидуальное занятие, но и как способ социального взаимодействия, определяющий культурные и интеллектуальные горизонты нации.
Анализ многообразия социальных и воспитательных эффектов чтения позволяет рассматривать его как ценную воспитательную практику, решающую широкий спектр задач. Чтение способствует развитию субъектных проявлений ребенка, формирует критическое мышление и способствует развитию эмоционального интеллекта, что особенно важно в условиях современного мира. Погружаясь в литературные произведения, дети учатся осмыслять различные точки зрения и анализировать ситуации, что помогает им лучше понимать окружающий мир. Кроме того чтение развивает воображение и креативность, позволяя детям видеть мир через призму различных культур. Книги предоставляют богатый контекст для обсуждения моральных и этических вопросов, что помогает формировать убеждения и ценности подрастающего поколения на этапе дошкольного детства. Существенным аспектом является освоение ребенком богатства родного языка, знакомство с традициями и обычаями различных народов.
Чтение книг создает возможность для диалога между родителями и детьми, укрепляя межпоколенные связи и порождая семейные традиции.
Создание в дошкольных образовательных организациях современной инфраструктуры чтения позволит сделать процесс чтения привлекательным и увлекательным для ребенка. Сегодня активно издаются книги, направленные на приобщение детей к ценностным основам жизнедеятельности, ориентированные на ребенка ХХI века, его жизнь и мировосприятие, его окружение. Применение современных технологий, включая интерактивные книги и приложения, делает чтение еще более доступным и актуальным для ребенка ХХI века.
Проблематика проекта (в частности, противоречие, на преодоление которого направлен проект)
На сегодняшний день поддержка и развитие детского чтения рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие интереса детей к художественной литературе, ценностного отношения к чтению.
Таким образом, воспитание читающего поколения, начиная с дошкольного периода детства рассматривается нами как приоритетная задача, отвечающая направлениям культурной и образовательной политики государства. Решение данной задачи в ДООсопряжено с рядом противоречий.
-
В Российской Федерации разработаны и функционирует различные программы поддержки детского и юношеского чтения. Однако их реализация преимущественно осуществляется библиотеками и культурно-досуговыми организациями. Тогда как ребенок дошкольного возраста большую часть времени проводит в ДОО и минимально участвует в данных программах. Для разрешения противоречия требуется создание инфраструктуры детского чтения в ДОО, которая обеспечивает интеграцию развития интереса к чтению в образовательный процесс.
-
Одним из стержневых качеств, обеспечивающих интерес ребенка к чтению и его становление как члена читающего поколения является читательская компетентность. По мнению Герасимовой О. И., Гончаровой-Тверской О. Н., Кряжевских Е. Г. (2022), Киркиной Е. Н., Ошкиной Е. С., Хрюкиной Н. А. (2023), О.В. Солнцевой, С.А. Езоповой, С.В. Каганец (2023), читательская компетентность начинает формироваться еще до грамотного периода (т.е. в дошкольный период детства). При этом задача развития читательской компетентности как основа воспитания интереса к чтению у детей пока не является стержневой в системе дошкольного образования. На наш взгляд, успешное развитие читающего поколения в системе дошкольного образования станет возможным при создании условий для становления читательской компетентности детей.
-
Бесспорно, читающее поколение может быть воспитано поколением педагогов, обладающих читательской культурой. Прежде чем встать на путь читательского воспитания ребенка, взрослый должен пройти собственное превращения в наставника чтения. Исследование А.В. Лияскиной, В.И. Яшиной (2015) показало, что у педагогов дошкольного образования низкий уровень сформированности важнейшей ценностно-смысловой компетенции – способности к целостному эстетическому восприятию художественного произведения. Важно, чтобы педагог находил в произведении, прежде всего, художественный, а не дидактический смысл. Следовательно, требуется разработка и реализация модуля повышения квалификации педагогов, профессиональной переподготовки, направленного на развитие читательской культуры педагогов дошкольного образования(в области детской литературы).
-
Методика работы с книгой, которая используется в детских садах, сложилась к концу ХХ века (Гербова, 2013; Гриценко, 2014; Гурович, Акулова 2013; Ушакова, 2019 и др.) и ориентирована на психологические особенности детей того временного периода. При этом зафиксированы изменения в развитии детей ХХI века: у современного ребенка в большей степени развита интеллектуальная сфера, отмечены тенденции замедления развития эмоциональной сферы и творческого воображения, произвольности поведения (Н. Веракса, А. Веракса, 2005; Изотова, 2015; Смирнова, 2013 и др.). Эти данные должны оказать влияние на поиск способов организации взаимодействия ребёнка с книгой и далее найти отражение в пособиях по воспитанию читающего поколения в ДОО, адресованных педагогу. Овладение технологиями читательских коммуникаций позволит педагогам построить работу с книгой на основе недирективного взаимодействия с детьми, что будет способствовать присвоению традиционных духовно-нравственных ценностей, заложенных в литературных произведениях.
Таким образом, воспитание читающего поколения детей в ДОО требует обновления содержания дошкольного образования, обеспечивающего присвоение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и внедрение инновационных педагогических технологий, форм, методов и средств.
Инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта)
Инновационный потенциал проекта заключается в том, что его реализация способна доказать необходимость создания в ДОО условий воспитания читающего поколения, обладающего читательской компетентностью. Это будет способствовать обновлению содержания и способов дошкольного образования, направленных на приобщение детей в традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
Инновационная практика продемонстрирует конкретные шаги создания инфраструктуры детского чтения, развития читательской культуры педагогов в области детского чтения и читательской компетентности детей, начиная с дошкольного периода детства.
Инновационность проекта проявится в описании алгоритма организации инфраструктуры детского чтения в условиях дошкольной образовательной организации: способов мотивации детей к чтению, обновления репертуара детского чтения и способов организации читательской коммуникации, определения времени и пространства детского чтения.
Реализация условий читающего поколения может оказать влияние на содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и образовательной программы дошкольного образования и их реализацию за счет обновления задач, конкретизирующих направление «воспитание интереса к чтению у дошкольников» и условий его реализации.
Алгоритм организации инфраструктуры детского чтения позволит дошкольным образовательным организациям по-новому наполнять часть образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений, по направлению «Воспитание читающего поколения в условиях системы дошкольного образования».
Реализация направления «Воспитание читающего поколения в системе дошкольного образования» вызовет необходимость включения кейсов по проектированию и реализации инфраструктуры детского чтения, развитию читательской культуры педагогов в программы подготовки и повышения квалификации специалистов дошкольного образования.
Практическая значимость и реализуемость проектаПрогнозируется, что спрос на результаты (продукты) инновационного проекта будет достаточно высоким, поскольку:
-
использование предложенных продуктов обогатит качество реализации образовательных программ дошкольного образования в образовательных учреждениях региона и РФ;
-
внедрение результатов реализации инновационного проекта позволит повысить качество взаимодействия с родительским сообществом, обогатить компетентность родителей в аспекте развития интереса детей к чтению;
-
применение предложенных материалов будет способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Проект реалистичен и адекватен поставленным целям и задачам, предшествующий опыт проектирования инфраструктуры детского чтения реализован ДОО в рамках региональной инновационной площадки-педагогической лаборатории. С этим опытом можно ознакомиться на сайте ДОО:
Исходные теоретические положения, на которых строится проект – это научное знание о специфике детского чтения, читательской компетентности как ведущего качества читающего поколения, системе условий, обеспечивающих становление читательской компетентности детей в системе дошкольного образования.Детское чтение выступает как механизм социализации и относится, прежде всего, к детям дошкольного и доподросткового возраста (до 11 лет), тогда как на более старших возрастных этапах доминируют иные механизмы социализации (Колосова, 2014). В рамках инновационного проекта детское чтение будет пониматься в широком смысле как восприятие и интерпретация ребенком замысла и текста книги, как при чтении вслух взрослым, так и самостоятельном рассматривании иллюстраций («чтение по иллюстрациям»). Современный концепт иллюстрирования детской книги ориентирован на раскрытие и трансляцию детям ценностно-смыслового замысла книги всем спектром средств выразительности (Позднякова, 2013). Культурно-образовательные функции детского чтения могут быть успешно реализованы, если ставится цель развития читательской компетентности ребенка дошкольного возраста.
В качестве основных условий при разработке модели воспитания читающего поколения рассматриваются ведущие элементы деятельности читающего человека, образующие целостную систему: мотивация к чтению, читательские коммуникации, читательская среда, доступность чтения, пространство и время чтения, институты, участвующие в формировании или удовлетворении читательской потребности человека.Проектирование данных компонентов ведет за собой создание читательской среды в условиях детского сада, а также организацию пространства и времени детского чтения (С.А. Езопова, О.В. Солнцева, 2022).
Понятие «читательская компетентность» широко используется в связи с изучением проблем организации читательской деятельности, начиная с младшего школьного возраста. С одной стороны, читательская компетентность выступает как результат воспитания читающего человека на разных этапах его образования, с другой стороны, как личностное образование, которое характеризует особенности освоения читательской деятельности и интерес к чтению. Читательская компетентность ребенка дошкольного возраста была изучена О.В. Солнцевой, С.А.Езоповой, 2023) и включает :
-
Мотивацию к чтению как внутреннее побуждение читать, решать при помощи чтения задачи жизнедеятельности, прогнозировать развитие событий в книге.
-
Способность ориентироваться в мире книг, выбирать книги для чтения сообразно с задачами жизнедеятельности, предпочтениям и вкусам, знание жанров литературы.
-
Способность к пониманию содержания прочитанного, раскрытию и присвоению его смыслов, интерпретации и передаче содержания произведения в разных видах деятельности.
Данные эмпирического исследования на базе кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и ГБДОУ № 143 Невского района Санкт-Петербурга показали, что в старшем дошкольном возрасте фиксируется внутренняя мотивация к чтению, которая обусловлена отношением взрослых к данной деятельности, созданием в группах читательской среды. Дети имеют первичную ориентацию в мире книг, появляются предпочтения в выборе содержания книг, любимые авторы. Предпочтения в выборе содержания книг связаны с увлечением определенной тематикой (книги «про осень», «про море», «про маяки», «про котов» и пр.), любимые авторы появляются на основе интереса к 2-3 книгам конкретного писателя (чаще всего – Ю. Симбирской, О. Фадеевой). В условиях чтения-общения дети свободно высказывают эмоционально-оценочные суждения по поводу читаемого или прочитанного, задают вопросы о том, что им непонятно, оценивают поступки персонажей и рассуждают об их причинах, пытаются формулировать выводы «для жизни» - о том, как надо поступать, об отношениях между людьми. У детей преобладает наивно-реалистическая интерпретация смысла книги, намечается переход к пониманию внутренних смыслов. Зафиксировано появление нового вида детской деятельности – читательской коммуникации, которая возникает без участия взрослого при повторном обращении детей к прочитанной книге – как совместное рассказывание содержания, обсуждение иллюстраций, рисование героев и рассуждение о них.
Таким образом, существуют теоретические основания для реализации инновационного проекта «Воспитание читающего поколения дошкольников в системе дошкольного образования», имеются предпосылки рассматривать приобщение к чтению не только для обогащения его внутреннего мира, но и для развития, что делает его неотъемлемой частью стратегии воспитания в современном обществе.
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы) согласно ГОСТ Р 7.0.5–2008
-
Солнцева О.В., Езопова С.А. Практики воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 10.– С. 74-80.
-
Солнцева О.В., Езопова С.А. Как Улитка и Кит приплыли в детский сад: практика обогащения игровой деятельности детей // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3(99). – С. 40–50.
-
Езопова С.А., Солнцева О.В. Образовательное событие: от чтения к игре // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 10.– С. 16-21; № 11. – С. 20-24.
-
Солнцева О.В., Полевская Т.В. Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей //Современное дошкольное образование. - 2021.- № 4 (106). - С. 46-57.
-
Езопова С.А., Солнцева О.В. В ожидании чуда: дайджест детских книг для создания новогоднего настроения //Дошкольное воспитание. - 2021. - № 11. - С. 40-48.
-
Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы // Современное дошкольное образование. – 2022. – №6(114). – С. 54–68.
-
Езопова С.А., Солнцева О.В. Читательские коммуникации как средство обогащения представлений детей о семейных ценностях) // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 9. - С. 23-31.
-
Езопова С.А., Солнцева О.В., Каганец С.В. Практики поддержки детского чтения в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование: история становления и векторы развития. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, Москва. - 2022. - С. 1276-1284.
-
Дьяченко Г.С. Проектная деятельность как способ популяризации детского чтения // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы Teachereducation: tradition, innovation, prospecting, outlook: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Электрон. текст. дан. (5,75 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 862 с.
-
Дьченко Г.С. , Устинова Я.А. Детская книга как эффективное средство обогащения эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Инновации в дошкольном образовании: грани наставничества : сб. ст. по материалам IX ежегод. гор. ярмарки педаг. инноваций дошкольных работников 26 апреля 2023 г. / Отд. образования адм. Адмиралтейскогор-на СПб. ; «Информационно-методический центр» Адмиралтейского р-на СПб.; Каф. дошкольнойпедагогикиРГПУим. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Реноме, 2023. — С. 128-132.
-
Зайцева Е.А. Библиотека в детском саду: новое социокультурное пространство для детей, родителей и педагогов Инновации в дошкольном образовании: грани наставничества : сб. ст. по материалам IX ежегод. гор. ярмарки педаг. инноваций дошкольных работников 26 апреля 2023 г. / Отд. образования адм. Адмиралтейскогор-на СПб. ; «Информационно-методический центр» Адмиралтейского р-на СПб.; Каф. дошкольнойпедагогикиРГПУим. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Реноме, 2023. — С. 138-141.
-
Солнцева О.В., Езопова С.А., Каганец С.В. Феноменология читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2023. – №5 (119).
-
Солнцева О.В., Кузьмина Н.В. Как читать, чтобы детям было интересно слушать: о секретах чтения // Дошкольное воспитание. – 2023. - № 11. – С. 9-12; 2024 - № 1 (продолжение).С. 8-12.
-
Каганец С.В., Устинова Я.А. Организация системы воспитательной работы через взаимодействие с родителями воспитанников в библиотечном пространстве ДОУ // Пионер. Семья и школа - шаг на встречу. – М.: Издательство «Перо», 2024.С.51-53.
-
Дьяченко Г.С. «Вкусное чтение» или как организовать интерактивное чтение для детей и их родителей // Сборник статей по материалам X юбилейной ежегодной городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТРАДИЦИЙ В ИННОВАЦИЯХ. – СПб., 2024.С. 124-127.